Очередное предложение попрощаться с вождём мирового пролетариата поступило на этой неделе от депутата Мединского. Дело Ленина давно умерло, а тело – до сих пор в мавзолее. Не пора ли похоронить Ильича, как он хотел, в Ленинграде? Как поступить с Лениным – за 20 лет после краха СССР российское общество не пришло к единому мнению. Максим Шевченко обсудит все варианты с философом и политологом Гейдаром Джемалем и политологом Павлом Данилиным в программе "Стратегия" в эфире радио "Вести ФМ".
Шевченко: Добрый вечер. В эфире "Вести ФМ" программа "Стратегия". С вами Максим Шевченко. И тема, которую сегодня мы обсудим, как мне кажется, важна, сложна, интересна и зажигательна одновременно. Информационным поводом, хотя это абсолютно микроскопическое событие, мы возьмем предложение депутатов "Единой России" вынести тело Ленина из Мавзолея. Это предложение уже прозвучало в 1596 раз, начиная с 1991 года, ну или большое число, там N + первое количество раз прозвучало. И ни одно из этих предложений в итоге не привело ни к чему.
Но проблема, как мне лично видится, гораздо шире. История Россия 19-20 века, наверное… ну, не наверное, а абсолютно точно выделяется из истории всего остального человечества. Потому что в России произошло событие, которое перевернуло историю человечества. Может, кто-то считает, что это не так, но по крайней мере коренным образом изменило. Я имею в виду социалистическую революцию и 70 лет попытки построения социализма, коммунизма и так называемого прямого народовластия. Кто-то называет это тоталитаризмом, кто-то называет это народовластием. Самые разные мнения существуют по поводу советского прошлого и вождей русской революции, и вождей русского революционного движения.
Итак, давайте сегодня попробуем с людьми, которые собрались у нас в студии, и по телефону обсудить, возможно ли нам видеть в одном как бы развороте русской и философской мысли, политической мысли Ленина, Сталина, Троцкого, Бердяева, Булгакова, митрополита Филарета Московского, который написал "Катехизис", отца Павла Флоренского, Георгия Флоровского, Мераба Мамардашвили, ну и так далее, добавьте сами. Я представлю гостей в студии. Это Гейдар Джемаль - председатель исламского комитета России, Павел Данилин – главный редактор Kreml.org. И по телефону с нами профессор, философ Александр Дугин, заведующий кафедрой социологии международных отношений Московского Государственного университета. Итак, господа. Ну, начнем, пожалуй, Гейдар Джахидович, с вас. Ваше видение проблемы?
Джемаль: Если говорить шире, если не останавливаться на конкретном медийном предлоге, который я считаю абсурдным и глубоко, так сказать, не достойным вообще такой большой русской проблематики - вынос тела из Мавзолея. Вот если сосредоточиться на том, что вы предлагаете это упаковать все в единый блок…
Шевченко: Нет, я не предлагаю, я спрашиваю: возможно ли это?
Джемаль: А вот я не знаю, зачем. Допустим, мы же не собираемся упаковывать, скажем там, Гейне, Маркса и Хабермаса в одну традицию с Гегелем, Хайдеггером, Фихте. Почему мы должны там взять и упаковать в какую-то коробку, допустим, российский блок?
Шевченко: Ну, мы как бы говорим, что это немецкая культура, вот Хайне и Хайдеггер – это немецкая культура.
Джемаль: Культура ни к чему не обязывает, политическое наследие – обязывает. Российское политическое наследие обязывает. А российская культура – да, там может стоять рядом что угодно. Но ведь мы же не об этом говорим. Мы же не говорим о безразличных полках, на которых там рядом, допустим, скажем, с одиозным именем стоит имя нейтральное. Мы говорим о политическом наследии, которое является для нас красной чертой, такой красной линией, неким ориентирующим путеводным вариантом. Я считаю, что здесь критерием должна быть миссия России, которая ознаменована, обозначена только одним великим словом "справедливость".
Шевченко: То есть конфликт непреодолим. Красная черта не убираема и не стираема.
Джемаль: Смысл русского послания миру, смысл русской борьбы, которая включает в себя, например, деятельность Болотникова и Степана Разина, Пугачева и Махно, это "справедливость". Это включает в себя и Ленина, это включает в себя и революционных демократов, это включает в себя, если угодно, и Троцкого.