Писатели и авторы выступают против оцифровки

Писатели и издатели против цифры. Поправки в Гражданский кодекс, которые разрешают оцифровку книг для библиотек без договора с авторами, могут обрушить издательский бизнес, уверены литераторы. Чем грозит цифра, выясняла Ольга Подолян.

Разрешат ли российским библиотекам оцифровывать книги без договоров с авторами? Поправки к четвертой части Гражданского кодекса, которые касаются этого вопроса, сегодня рассматривает Совет при Президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Писатели и издатели опасаются, что эти поправки могут расширить пиратство и обрушить книжный бизнес. Подробнее об этом корреспондент "Вести ФМ" Ольга Подолян.

Выступают против цифры. Литераторы не на шутку обеспокоены - поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, по их мнению, лишат создателей произведений авторских отчислений и могут обрушить издательский бизнес.

"Это просто легализация пиратства получается!"

 Говорит Дарья Донцова. Она и еще 21 автор, в том числе Виктор Ерофеев, Александра Маринина, Даниил Гранин - в конце прошлой недели опубликовали на эту тему письмо президенту Медведеву. Поправки в Гражданский кодекс уже называют революционными. В случае их утверждения библиотеки смогут переводить в электронный формат любые книги без согласия с авторами и издательствами, в том числе, и зарубежными. А так же обмениваться цифровыми экземплярами книг. Таким образом, все оцифрованные издания будут моментально уходить в Интернет, продолжает Дарья Донцова:
 

"Это не очень хорошо и красиво по отношению к авторам и издательствам. Не надо забывать и о зарубежных авторах. Та же Роулинг с "Гарри Потертом", она не будет получать ни копейки за книги в России, и не захочет, чтобы ее книги издавались на русском языке. Россия будет отрезана от огромного количества зарубежных авторов".

Едины в своем мнении издательства - они выступают против поправок. А генеральный директор издательства "ЭКСМО" Олег Новиков считает, что оцифровка книг для библиотек должна вестись только после заключения договора с авторами и издательствами:

"Мы не против того, чтобы читатели читали книги в стенах библиотек, но для этого надо идти цивилизованным путем - заключать договоры с авторами, бесконтрольное использование приведет к тому, что пиратство, с которым мы пытаемся бороться станет завтра вполне законным отъемом авторских прав и передачи их в массовое пользование".

Член правления Российского книжного союза, Марина Каменева пытается найти компромисс и говорит, что есть два пути решения проблемы - либо оцифровывать книги спустя три года после публикации, либо по договоренности с автором или издательством:

"Государство должно финансировать - это может быть фиксированная сумма по договоренности, которую выплачивают автору или издательству, чтобы их тексты могли оцифровывать".

Если поправки будут приняты, то за оцифровку возьмутся почти 130 тысяч российских библиотек. Министр культуры Авдеев еще весной говорил, что возможности полностью обновить книги в библиотечных фондах нет. Так что в любом случае библиотекам придется переходить на новые технологии. Но сначала им стоит заняться оцифровкой своих фондов и архивов, говорит Марина Каменева:

"Важно для сохранения нашего наследия заниматься оцифровкой архивов. Но мы имеем закон, который 70 лет не позволяет нарушать авторское право. Неважно, в каком формате эта книга, она является собственностью автора".

Сегодня из более чем ста тысяч библиотек, только у трех национальных есть право на оцифровку книг без договора с авторами: у Российской Государственной, Национальной и Президентской имени Ельцина. Но переводить в электронный формат книги они могут только спустя два года после поступления.