Тема:

Коллапс в аэропортах 13 лет назад

"Аэрофлот" погорел на антифризе

Немецкая компания по производству специальных средств для обработки корпусов лайнеров от наледи сорвала поставки, а контрактов с отечественными заводами у компании нет. Однако, как выяснилось, отечественные заводы производят ту же самую импортную жидкость, а своей в России просто нет.

Немецкая компания по производству специальных средств для обработки корпусов лайнеров от наледи сорвала поставки, а контрактов с отечественными заводами у компании нет. Однако, как выяснилось, отечественные заводы производят ту же самую импортную жидкость, а своей в России просто нет. В чем секрет рецепта авиационного антифриза, выясняла корреспондент "Вести ФМ" Людмила Шаулина.

Сотни сорванных рейсов, тысячи разъяренных пассажиров, полный провал работы наземных служб - коллапс, переросший в многодневный кошмар для Шереметьева, возник по простой причине - крупнейший перевозчик аэропорта, "Аэрофлот", израсходовал все запасы авиационного антифриза, а немецкий завод сорвал поставки, сообщила начальник департамента по связям с общественностью компании Ирина Данненберг.

"Мы поставляем нашу жидкость из Германии, потому что такое качество могут нам гарантировать только поставщики из Германии. Есть какой-то завод, который производит, но она бывает разных видов. Вот та, которая нужна нам для наших суровых зим, к сожалению, производится только в Германии", - утверждает Данненберг.

Чтобы зимой самолет взлетел, его нужно обработать дважды. Сначала - жидкостью типа 1. Она так же, как химические реагенты на тротуарах, разрушает образовавшуюся корку льда. Затем корпус лайнера покрывают другой жидкостью, рассказывает начальник пресс-службы устоявшего перед погодными катаклизмами авиаузла Внуково Елена Крылова.

"Второй тип - это жидкость типа 4 MAXFLIGHT, она помогает остановить обледенение на длительный срок, то есть - защитить. В этот период у нас почти в 3 раза возросло потребление этой жидкости. У нас было достаточное количество, мы подготовились заранее. Есть завод в Москве", - рассказывает Крылова.

Однако этот российский завод, обеспечивающий авиажидкостями все столичные аэропорты, производит отнюдь не отечественный антифриз.

"Компоненты все производства Германии. Единственное, мы покупаем у завода не напрямую в Германии, а покупаем здесь, в Москве, уже готовые растворы. У нас нет отечественной жидкости ни у кого, мы все втроем - и мы, и аэропорт Шереметьево, и Домодедово - работаем на этих немецких жидкостях. Да, до этого использовалась отечественная "Арктика'', но это практика десятилетней давности", - поясняет Крылова.

Финансовый директор завода Oktafluid Татьяна Зубкова уточняет: собственных разработок в России нет. Выкупать патент на рецепт антиобледенительной жидкости у западных производителей дорого, дешевле закупить импортные ингредиенты и смешать их в России.

"То, что мы выпускаем, - это жидкость российско-американского производства. Присадки идут из Америки. Основное наше - пропиленгликоль, а присадки - импортные. Отечественная жидкость - это "Арктика", - рассказывает Зубкова.

И эта отечественная жидкость, добавляет председатель редакционного совета журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Комаров, по своему составу и свойствам уже 10 лет как не соответствуют западным техническим регламентам, хотя ее производство в России продолжается и сегодня.

"Российские самолеты ей обрабатывались всегда, по-моему, она называется "Арктика", но самолеты западного производства обслуживаются, в том числе обрабатываются, жидкостью по строго сертифицированным технологиям - только из тех материалов, которые допущены к этому процессу. Это чисто коммерческая вещь. Я так подозреваю, что состав этой жидкости запатентован на Западе и, вероятно, это и является камнем преткновения", - поясняет эксперт.

То, что "Аэрофлот", имея под боком завод, готовящий необходимую жидкость, оказался в состоянии коллапса на несколько дней, - результат неудачного маркетинга, уверен финансовый директор компании Oktafluid. Другие авиакомпании готовили сани еще в самом начале лета. Это их и спасло.

"Аэрофлот" у нас не закупается, мы проиграли тендер. Выиграл тендер вот этот Clariant. Они с ними заключили контракт. Мы им помогаем сейчас, хотя у нас с ними нет контракта, у нас под них нет сырья, мы под них не заказывали присадки, мы не расширили под них базу - они выбрали Clariant как своих поставщиков", - поясняет Зубкова.

Запоздало "Аэрофлот" попытался заключить контракт с заводом. Но подписан он был лишь 15 ноября. Оговоренный в документе объем жидкости компания израсходовала за две недели. Между тем тот факт, что российская химическая промышленность не в состоянии разработать собственный рецепт антиобледенительной жидкости, который устроил бы зарубежных производителей самолетов, вызвал нарекания на уровне правительства. Премьер Владимир Путин поручил Министерству промышленности разработать предложения об организации производства авиационного антифриза в России.

Читайте также по теме:

Ответственные за авиаколлапс прячутся за хитрыми схемами