Пятидесятилетний юбилей со дня первого полета в космос Юрия Гагарина будет праздновать 12 апреля вся страна. Однако в этот день будет отмечаться и еще один юбилей – девяностолетие со дня рождения человека, который 12 апреля 1961 года работал на Байконуре и провожал первого космонавта в полет. В преддверии этой даты ведущий конструктор космических кораблей "Восток" Олег Ивановский дал интервью "России-24".
Именно Ивановский закрывал люк за первым космонавтом. Он рассказал, что происходило на Байконуре 12 апреля полвека назад. "Это был большой этап в моей биографии. Вспоминать мне об этом не надо, это во мне живет все эти годы", – сказал Олег Ивановский.
Он поделился своими воспоминаниями о Юрии Гагарине. По словам Ивановского, первый космонавт перед полетом был абсолютно спокоен. "Представить это трудно, но тому есть документальные подтверждения, телеметрия – пульс и дыхание. Это самый объективный показатель того, что человек не взволнован, никакой паники у него нет, – рассказал ведущий конструктор. – С того момента, как мы поднимались по лестнице к лифту, как ехали в лифте и из лифта вышли, как помогали Юрию сесть в кабину, он был абсолютно спокоен, усмехался, шутил. Никакого чувства напряжения, раздраженности".
По словам Олега Ивановского, на Байконуре были люди, не уверенные, что этот запуск будет успешным. "Достаточно сказать, что в серии этих кораблей, которые готовились для полета человека, гагаринский "Восток" – восьмой, а из этих восьми успешных-то четыре", – сказал он. Между тем, сам Ивановский был уверен в успехе. "Что давало эту уверенность – то, что по тогдашнему уровню промышленности, науки, технического производства, по результатам испытаний было придумано, сделано и проверено все то, на что была способна человеческая мысль", – отметил он.
"Мы понимали, что что-то такое необычное совершается, мы уже ощущали вкус первости – первый спутник, первое живое существо в космосе, первый полет и возвращение Стрелки и Белки. Было приятное чувство, что ты имеешь отношение к этим первостям, – продолжил он. – Но чтобы это заставляло нас ходить, задрав носы – нет. Мы понимали, что мы чего-то делаем такое, что родине это нужно, это прославляет страну. Это внутри было. Воспитывать в нас патриотизм не надо было".
"12 апреля 1961 года дало мне большое счастье – участвовать в создании того, что принесло теперь славу нашей стране", – сказал Олег Ивановский.