В странах Балтии праздник 9 мая официально не отмечается. Это дань политической конъюнктуре последних лет. Но в отличие от официальных властей рядовые жители Литвы, Эстонии, Латвии несут цветы на воинские кладбища, идут к солдатским монументам, чтобы поклониться памяти тех, кто освобождал прибалтийскую землю от фашизма. Слова благодарности звучат в адрес ныне здравствующих ветеранов.
Иван Терехов, председатель Даугавпилского общества борцов антигитлеровской коалиции. В 43-м ему было 23 года. Моряк Балтийского флота, снайпер, и на черно-белой фотографии видно – красавец. Уже тогда со знаками отличия. Вот они, первые, для него бесценные – гвардейская нашивка и медали – "За отвагу", "За оборону Ленинграда". Фронтовых фотографий здесь более 500. За каждой своя история.
"Это был настоящий ад. Один из начальников штаба (немецкого) фронта писал о том, что "помирают и, видимо, мы их голодом задушим". Не вышло", – вспоминает Иван Терехов оборону Пулковской высоты.
Сейчас Николаю Ивановичу 90 лет. Рассказывает, как их, моряков, немцы называли "черной смертью" за то, что на Пулковской высоте стояли стеной. И выстояли.
"Не сдали. Мы вышли победителями", – говорит с гордостью ветеран.
Стену памяти к Дню Победы в латвийском Даугавпилсе открыли добровольцы.
У местных школьников спросили, кто хочет поздравить ветеранов с 9 мая. Откликнулись более 200 человек. Получилась самая длинная в Европе поздравительная открытка.
Рядом с военной техникой автомобиль государственной полиции: чтобы праздничная колонна прошла, в центре Даугавпилса перекрыли движение.
ажется, так ведь в любом российском городе. Но не в латвийском. В государственном календаре 9 мая вообще не значится, в Латвии это будний день. Но не здесь.
Даугавпилс называют "самым русским городом Латвии", до границы с Россией действительно ближе, чем до Риги. Но в сквере Славы не только русская речь.
"Это не правда, что мы не отмечаем 9 мая. Отец все рассказал мне о войне. Сейчас его уже нет в живых, но День Победы был его любимым праздником. И каждый год мы с сыном и внучкой приходим к памятнику", – говорит латышка Сильвия, жительница Даугавпилса.
У памятника Освободителям Даугавпилса минута молчания. Восстанавливали монумент общими силами: мэрии города помогала российская дипмиссия. И цветы к вечному огню сегодня тоже возлагали вместе.
Пока ветераны идут по городу, в православной церкви звонят колокола. Тут даже настоятель не простой, а с Первого украинского фронта.
В общем-то, ничего удивительного в том, что в латвийском Даугавпилсе День Победы отмечают с таким размахом, нет. Во время Второй мировой город был почти полностью разрушен, уцелела только четверть всех зданий. Погибло здесь более 160 тысяч человек, то есть в полтора раза больше, чем в городе живет сейчас.
В Даугавпилсской крепости во время войны был концлагерь "Шталаг-340", рядом еврейское гетто. И безымянных могил на братских кладбищах в округе слишком много. Школьников в Даугавпилсе сегодня отпустили с уроков, чтобы могли послушать ветеранов. У этой девочки очень удивленные глаза. Она спросила: "Со скольки лет брали на войну?". Ветеран ответил: "Как получится". А лучше, чтобы больше никогда.