Отряды оппозиции прорвали оборону укрепленной резиденции Муамара Каддафи. Арабские телеканалы сообщают, что ополченцам удалось не только войти на территорию правительственного комплекса, но и проникнуть в дом Каддафи. Над зданием поднят революционный триколор. По данным канала "Аль-Джазира", отряды оппозиции продолжают занимать квартал Баб эль-Азизия – последний оплот сил полковника. Штурму помогают силы НАТО – авиация альянса весь день бомбит квартал. И хоть бои на улицах продолжаются, ополченцы уже празднуют победу, паля в воздух.
Это не компьютерный монтаж: сын Муамара Каддафи, его правая рука Саиф аль-Ислам, про которого накануне ливийская оппозиция говорила, что он уже арестован и чуть ли ни ждет отправки в военный трибунал в Гааге, этой ночью встречается с соратниками и сам приходит в отель к журналистам в центре Триполи. Он спокоен, дает интервью.
"НАТО и западные страны обладают развитыми технологиями. Они вторглись в наши коммуникационные системы. Рассылали ливийцам СМС через нашу сотовую сеть, остановили трансляции государственного телевидения. Они ведут эти медиавойны, чтобы посеять страх и хаос в Ливии", – отметил Сеиф аль-Ислам.
На вопрос, все ли в порядке с Муамаром Каддафи и находится ли он в Триполи, Сеиф отвечает: безусловно. Но проверить это невозможно. Полковник на людях не появляется, и если он в столице, то в правительственном комплексе Баб эль-Азизия, который повстанцам взять не удается. Резиденция надежно укреплена, по периметру – бронетехника. Но всю эту ночь квартал снова бомбила авиация НАТО так, как не делала это с начала операции.
"Конечно, народ победил, а Каддафи проиграл. Физически он жив, но для Ливии мертв. Он ушел", – заявляет один из оппозиционеров, ворвавшихся на легких джипах с пулеметами в Триполи.
Уверенно заявляя о своей победе, Зеленая площадь, символ правления Каддафи, занята повстанцами, оппозиция сегодня все же сдает позиции. В штабе Переходного совета говорят, что заняли 95% Триполи. Но уже утром они неожиданно отступили. Возможно, потому что с воздуха планируются новые мощные удары.
Что именно сейчас происходит в Триполи, точно сказать, наверно, не может никто. Последние видеокадры из столицы почти не поступают, те, что есть, в основном, сняты на мобильные телефоны. Тем временем ливийский Переходных национальный совет уже готовится к переезду из Бенгази в Триполи.
"Сейчас я могу открыто заявить об окончании эры Каддафи со всеми её негативными последствиями. Ливийцы должны понимать, что переходный период не будет выстлан розами. Перед нами стоит множество трудностей, мы несем огромную ответственность", – заявил официальный представитель ПНС.
Впрочем, на Западе многие опасаются: захватив власть, мятежники не смогут её поделить, и будущих конфликтов не избежать. В любом случае, уход Каддафи, которого добивается альянс, Ливии, уверены они, необходим.
"Мы являемся свидетелями переломного момента в Ливии, попыток жителей республики обрести свободу, демократическое будущее. Сейчас самое важное – остановить кровопролитие. Я призываю войска полковника Каддафи прекратить насилие и открыть путь для беспрепятственной передачи власти временному правительству", – призывают западные политики.
Традиционные исламские каноны, конечно, исключают ведение боевых действий во время Рамадана. Но в Ливии, похоже, все идет по какому-то иному сценарию. Оппозиция слишком часто выдает желаемое за действительное, преувеличивая свои победы.
Это, несомненно, элемент информационной атаки на ливийцев, уставших от войны, на тех, кому, в общем-то, все равно, кто будет у власти – Каддафи или Переходный совет, лишь бы прекратилось это противостояние, кровопролитие и блокада, из-за которой Триполи уже полгода отрезан от поставок продуктов и топлива. Попасть в ливийскую столицу с запада пока сейчас тоже невозможно.