На заседании Совмина Союзного государства России и Белоруссии шла речь о приобретении "Газпромом" всех акций "Белтрансгаза". Как сообщил Владимир Путин, с будущего года в сфере торговли газом Москва введет для Минска понижающий коэффициент. Но белорусские партнеры не должны воспринимать это как подарок, подчеркнул Путин.
Прологом к уже вторым в этом году переговорам министров союзного государства стала свежая экономическая статистика. Объем торговли между Москвой и Минском за полгода вырос на 40% и составил 18 миллиардов долларов. Если темп сохранится, перекрыты будут даже докризисные показатели. Это, в том числе, первое следствие единого Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. И не последнее.
"В России принято решение со следующего года, с 2012 года, вести в газовую формулу при определении цены для Белоруссии так называемый интеграционный понижающий коэффициент, – сообщил российский премьер. – Конечные параметры должны быть определены в ходе коммерческих переговоров, но мы это согласовали. Рассчитываем на то, что этот процесс будет синхронизирован с приобретением второй доли компании "Газпром" в "Белтрансгазе", где он и сегодня является 50-процентным собственником".
Сейчас тысяча кубометров российского газа стоит для Белоруссии около 250 долларов. При этом срок действия этого контракта истекает 31 декабря, новый – предполагал, что доходы "Газпрома" от поставок топлива в Белоруссию приблизятся по доходности к европейским продажам. То есть цена должна была серьезно вырасти. Но реалии Единого экономического пространства, которое как раз заработает в 12-м году, явно внесли коррективы.
"Спасибо большое, Владимир Владимирович, за этот, будем говорить, подарок, – обратился к Путину его белорусский коллега Михаил Мясникович. – Такое емкое хорошее название – интеграционный коэффициент".
"Это прямая помощь и поддержка, это не совсем подарок, – заметил Путин. – Это все-таки говорит о том, что для российских компаний расширяются возможности на белорусском рынке. И они готовы пойти навстречу своим белорусским партнерам. На политическом уровне такая позиция согласована. Это и позиция правительства РФ, и позиция президента России. Мы сегодня с Дмитрием Анатольевичем утром об этом говорили. И нашу позицию согласовали. Поэтому я выражаю общую позицию российского руководства".
А нужно ли союзное государство, если у России и Белоруссии будет Единое экономическое пространство, интересовались журналисты. Всех проблем ЕЭП не решает, ответил Путин.
"В компетенцию этих интеграционных объединений не входит ряд вопросов, связанных, допустим, с решением социальных вопросов и социальных гарантий, – пояснил российский премьер. – Они решаются в рамках союзного государства, а в рамках Таможенного союза – нет, первое. Второе, некоторые вещи, о которых мы договариваемся в рамках союзного государства, мы потом реализуем уже и в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Поэтому одно другому не мешает – наоборот, дополняет".
Единым, и к этому стремятся Москва и Минск, должно стать и научно-технологическое пространство. 40% средств союзного бюджета направляется на фундаментальные исследования.