Владимир Путин дал интервью руководителям трех федеральных телеканалов – "Россия 1", "Первый" и НТВ. Встреча прошла в резиденции главы правительства в подмосковном Ново-Огарёве. Это интервью стало первым после того, как Путин объявил, что будет баллотироваться на пост главы государства. И, конечно, его спросили, почему он решил вернуться в Кремль.
"Я никогда не стремился к этой должности. Более того, в своё время, когда мне было это предложено, даже выражал сомнения, стоит ли мне этим заниматься, имея в виду огромный объём работы и колоссальную ответственность за судьбу страны. Но если я за что-то берусь, я стараюсь довести дело либо до логического завершения, либо, как минимум, привести это дело к максимальному эффекту. Что касается различных критик наших оппонентов, которые говорят, что, если ваш покорный слуга пойдёт на выборы, то выборов и не будет совсем. Ну, это для них, может быть, не будет, а для рядового гражданина всегда есть выбор. Для тех, кто говорит подобным образом, может быть, для них не будет, но им – этим людям, нашим оппонентам – нужно тогда предложить свою программу и, что самое главное, не просто предложить свою программу, а доказать практической работой, что они могут сделать лучше", – ответил политик.
Премьер высказался и о формировании политической системы в стране. По мнению Путина, тут главное – постоянный диалог с обществом.
"Нам нужно посмотреть: нам что, скажем, нужно в парламенте 10–15 партий? Нужно убрать вообще порог прохождения в парламент или нет? Но мы знаем пример наших соседей на Украине. Нам разве нужна украинизация нашего парламента, где невозможно практически ничего обсуждать? Посмотрите, что в Штатах. Там много партий? Там барьера нет? Но там очень много инструментов, применяя которые государство добивается того, что в Конгрессе присутствуют только две крупные партии, идёт большая борьба в рамках этих партий вначале. И там реально демократия развивается, в том числе и с помощью вот этого предварительного голосования. Наша политическая система находится в процессе становления. Мы не будем принимать никаких волюнтаристских решений. Мы будем всегда в диалоге с общественностью, с обществом находиться. Будем искать такие формы, при которых наша политическая система была бы устойчивой", – заявил он.
Путин признал, что нынешней российской власти пока не все удалось. Но на расхожий тезис оппозиции о том, что "в стране все так плохо, что хуже быть уже не может", премьер ответил жестко: "Достаточно сделать два-три неверных шага, и все, что было раньше, может накрыть нас так быстро, что мы даже оглянуться не успеем. У нас все сделано на живую нитку и в политике, и в экономике". Страна, по его словам, только с 2000 г начала вставать на ноги, и ей "нужен период стабильного развития". Нужен как раз для того, чтобы "укрепить фундаментальные основы политической системы и демократических институтов, создать условия для поступательного развития и диверсификации экономики на новой, современной базе, для повышения уровня жизни граждан". "Вот этим и будем заниматься", – сказал Путин, оговорившись, что сначала надо пройти выборы: "Я не мыслю себе развитие страны без развития демократических институтов".
Говоря о решении создать Общероссийский народный фронт, премьер отметил, что оно полностью себя оправдало. Список "Единой России" обновился наполовину, а треть его составляют вообще не состоящие в ней люди. По мнению Владимира Путина, после выборов неизбежны и изменения в составе руководящих органов партии. Премьер считает, что в нынешних условиях "Единой России" будет сложнее бороться за победу, но она должна остаться ведущей политической силой. "Это было бы достойным результатом", – подчеркнул он.
"В случае успеха "Единой России" на выборах и формирования дееспособного правительства во главе с Дмитрием Медведевым задачей станет создание устойчивой политической системы, которая бы развивалась на собственной базе, а не на основе советов или окриков из-за рубежа", – сказал Путин.
Путин подчеркнул, что те инструменты политической жизни, которые были введены президентом Медведевым, будут работать и при необходимости корректироваться: "Мы посмотрим, как будут функционировать те инструменты, которые Дмитрий Анатольевич предложил. Мы делаем это вместе – чтобы было понятно. Но, конечно, Дмитрий Анатольевич был президентом, и окончательное слово в этих вопросах, конечно, всегда было за ним. Я к этому с уважением отношусь. Они /решения/ приняты, будут имплементированы, будут работать. И мы вместе будем смотреть – и в рамках партии "Единая Россия", и в рамках Общероссийского народного фронта будем смотреть, как это все функционирует, как работает. Если нужно, мы будем вносить какие-то коррективы".
Премьер также остановился на личной ответственности политиков, занимающих высшие посты в государстве, которые не должны перекладывать ее на плечи соратников. "Министерская чехарда – это проявление слабости верховного руководства", – считает он. Путин особо отметил, что политики первого эшелона должны быть в известном смысле одиночками: "Это связано не с тем, что приходится кого-то увольнять, а с тем, что люди первого эшелона власти не должны к себе никого близко подпускать, вообще никого. Не должно быть любимчиков, и конечные решения не должны приниматься на основе симпатий или личных антипатий, а должны приниматься на основе профессионального и беспристрастного анализа и готовности взять на себя ответственность за эти принимаемые решения". Избавляясь от тех, кто работает неэффективно, не надо превращать этот процесс "в детскую игру", нельзя пускаться в крайности, надо обеспечивать преемственность, считает Путин. Он отметил, что в политической элите России в последние годы не было людей, которые всерьез занимались бы попытками расколоть власть, внести разлад в тандем.
Полную версию интервью транслировал телеканал "Россия 24".