Артём Савельев, которого в прошлом году приемная мать отправила из США "за ненадобностью", живет в детской деревне-SOS в подмосковном Томилине. До сих пор гражданка США Торри Энн Хансен отказывается выплачивать положенные ребенку алименты. Сегодня в Томилине Артема и его новую приемную маму навестил уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов (на фото).
Детская деревня-SOS в Томилине (в Люберецком районе Подмосковья) – это необычный детский дом. Здесь ребятишки живут в семьях, а их воспитанием занимаются профессиональные приемные родители. В новой приемной семье, куда устроили мальчика, помимо Артема, еще пятеро детей.
Ожидалось, что вместе с Астаховым сегодня в Томилино приедут и представители американской стороны, но по каким-то причинам они не приехали. Детский омбудсмен напомнил, что Артем является как гражданином России, так и гражданином США, поэтому по закону необходимо обеспечить доступ к нему представителей американской стороны – чтобы они могли убедиться: ребенок живет в хороших условиях.
"Мы ни в коей мере не будем препятствовать нашим американским коллегам, но считаем, что они должны проявлять большую настойчивость и следить за судьбой Артема, в том числе и за последствиями этого усыновления, которое было отменено российским судом", – сказал Астахов.
Он отметил также, что это усыновление было не аннулировано, а отменено. Таким образом, поскольку в течение 6 месяцев Артем Савельев жил у приемной матери в США, она должна платить ему алименты. Однако Торри Энн Хансен отказывается это делать. Следующее слушание по этому делу в США перенесено ориентировочно на начало января 2012 года.
Детский омбудсмен сообщил также, что во время его разговора с Артемом Савельевым выяснились и некоторые новые подробности жизни мальчика в США. Например, о том, что приемная мать его часто запирала, таскала за волосы, хотя сначала вроде бы относилась дружелюбно.
В школу он не ходил (хотя должен был), а вместе с ними жил еще один приемный ребенок – сестры Торри Энн Хансен. Этот мальчик, ровесник Артема, – единственный, кого он вспоминает с добрыми чувствами.
Вообще же он не хочет вспоминать свое пребывание в Америке, уже забыл английский язык и даже испугался, когда узнал, что должны приехать в деревню представители США. Он боится, что его отсюда заберут, сказал Астахов.
Сейчас у Артема – так называемый профессиональный приемный родитель, женщина, у которой своих детей нет, но она уже воспитала 17 детей. Артем Савельев уже называет свою нынешнюю наставницу – Веру Вячеславовну – "мамой", он учится во втором классе и задает вопросы, что с ним будет дальше, когда он вырастет.
Астахов сказал мальчику, что тот может либо остаться в Москве (правительство Москвы выделит ему жилье), либо уехать в Приморье (откуда он родом), либо вернуться в США. Но сам Артем туда не хочет возвращаться и, по его словам, не хочет вспоминать то, что с ним там происходило. Об этом свидетельствует и психолог, которая работала с мальчиком.
Астахова спросили, чем американка мотивирует отказ от ребенка? По его словам, женщина утверждает: ее не предупредили о неуправляемом характере мальчика. Однако омбудсмен подчеркивает: все обследования были проведены, и они доказали, что ребенок физически и психологически здоров. Поэтому говорить, что ее обманули, это, по словам Астахова, "некрасиво и неправомерно".
Кроме того, по его словам, агентство по усыновлению, которое занималось делом Артема Савельева, предоставило российской стороне отчет, судя по которому у мальчика в Америке все хорошо, на фотографиях он улыбается. На самом деле, это – устаревшие данные: фотографии были сделаны, когда Артем только приехал в США.
Отвечая на вопрос, почему же все-таки Торри Энн Хансен не выплачивает Артему положенные алименты, Астахов отмечает, что это неизвестно. Причина – в том, что представителей российской стороны на этом судебном процессе в США нет и (пока не ратифицирован договор об усыновлении между нашими странами) не может быть. Впрочем, и сама Хансен на суд тоже не приходит – за нее говорят ее адвокаты.
"После ратификации соглашения у российской стороны появляется очень серьезное право участвовать во всех судебных процессах, которые будут происходить на территории договаривающейся стороны, то есть Америки. Мы сможем сами выходить с исками, а сейчас, к сожалению, мы это не можем делать пока. Нам приходится опираться на те организации, которые там защищают права детей, – говорит Павел Астахов. – После ратификации у нас появится право контролировать все те семьи, которые взяли наших детей в США. Мы в ответственности за тех детей, которых передали на воспитание за рубеж, поэтому так важно иметь такое соглашение со всеми странами, с которыми мы ведем усыновление".
В апреле прошлого года приемная мать – гражданка США Торри Энн Хансен – отправила 8-летнего Артёма Савельева в Россию без сопровождения взрослых. При нём была только записка, в которой говорилось, что приемная мать отказывается от ребенка, поскольку он якобы психически неуравновешен. Судебный процесс по этому делу в США назначен на 3 января 2012 года.
Президент России Дмитрий Медведев назвал ситуацию с Артемом Савельевым аморальной. В июле у российских детей, которых усыновляют американцы, наконец-то появилась надежда на защиту от домашнего насилия. Глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон подписали соглашение об усыновлении маленьких россиян американскими семьями.