В ливийском Сирте прогремел мощный взрыв. На окраине города загорелся топливный склад, пожар тушили несколько часов. Погибли больше ста человек. Случайная ли это искра, как говорят местные власти, или диверсия, пока точно не ясно. Переходный совет Ливии просит НАТО не прекращать патрулирование воздушного пространства над страной, а солдаты ПНС прочёсывают кварталы, пытаясь найти уцелевших сторонников полковника Каддафи. Его сын Сеиф аль-Ислам заявлял о намерении продолжить сопротивление и отомстить за отца.
Сегодня же начал давать показания захваченный в плен бывший начальник охраны полковника Мансур Дао.
Мансур Дао рассказал о том, как прошли последние дни его начальника. Говорит, что Каддафи покинул Триполи примерно за 12 дней до того, как город был взят войсками Переходного национального совета, и после этого скрывался в Сирте – своем родном городе.
С ним был его сын, Мутассим и еще два десятка самых преданных, верных телохранителей. Примерно в то же время другой его сын, Сейф аль-Ислам прибыл в Бани-Валид, а шеф разведки Абдалла ас-Сенусси – в южный город Себху.
"Каддафи проводил время за чтением, делал заметки или заваривал себе чай. Он не руководил сопротивлением, этим занимались его сыновья. Сам Каддафи ничего не планировал. Да и не было у него никаких планов", – отмечает бывший начальник охраны Муамара Каддафи Мансур Дао.
По словам Дао, обороной Сирта руководил как раз Мутассим Каддафи. В начале боевых действий он командовал тремястами пятьюдесятью солдатами, к двадцатому октября под его началом оставалось только 150 человек, остальные сбежали, либо были убиты.
Сирт держался долго. Войска Переходного совета штурмовали город десятки раз. Не раз заявляли, что город полностью под их контролем. В распоряжении войск ПНС были несколько сотен джипов, танки. Но как только солдаты входили в Сирт, по ним били снайперы.
А Муамар Каддафи и его помощники в это время жили в брошенных беженцами домах, без света, при свечах, меняли квартиры строго каждые четыре дня – опасаясь облавы и бомбежек НАТО, рассказывает Мансур Дао. Он, впрочем, сразу же оговаривается: сам он не верит, что Каддафи боялся.
"Он был расстроен, он был зол, иногда нам казалось, он сходит с ума. Чаще всего он был просто печален и зол. Он был убежден, что ливийский народ по-прежнему его любит, даже после того, как мы сказали ему, что столица пала", – продолжает рассказ о Каддафи начальник его охраны Мансур Дао.
В последние дни в Сирте было совсем плохо с продовольствием, оружием, техникой. Дао говорит, что свои аудио-обращения Каддафи пересылал по спутниковому телефону.
Затем Каддафи вместе с последними сторонниками решил покинуть Сирт. Дао ехал на одном внедорожнике с полковником, когда по конвою был нанесен авиаудар НАТО. Дао признается, что сразу потерял сознание и не может точно рассказать, что было дальше.
Новое ливийское руководство настаивает на версии, что Муамар Каддафи погиб под перекрестным огнем своих сторонников и противников. Вместе с тем, в сети Интернет можно найти большое количество любительских видео, которые показывают, что в плен к бойцам Переходного национального совета Каддафи попал еще живым, а они уже начали его избивать, и, возможно, линчевали.
На такой версии настаивает Human Right Watch. Правозащитная организация приводит слова очевидцев, которые говорят, что после авианалета Каддафи получил только легкие ранения.
Мансур Дао утверждает, что помощники Каддафи не раз советовали ему прекратить борьбу и покинуть Ливию, а тот все время отказывался, говоря, что хочет умереть на земле своих предков.
"Жаль, что он так и не смог правильно оценить ситуацию. Он легко мог бежать, у него были возможности выбраться из страны и прожить счастливую жизнь", – с сожалением отмечает бывший глава охраны Муамара Каддафи Мансур Дао.
Останки Муамара Каддафи были преданы земле 25 октября на рассвете. Его захоронили в засекреченном месте, в присутствии четырёх человек. Подчёркивается, что люди, которым доверили эту миссию, якобы поклялись на Коране, что сохранят информацию о месте захоронения в секрете. Новые ливийские власти опасаются, что могила Каддафи станет для его сторонников местом паломничества.