Пока в Детройте на автосалоне производители показывают свои новинки, в России об автомобильном подиуме только мечтают. Продажи машин в 2009 году сократились вдвое. В этом году правительство запустит программу "деньги в обмен на старые автомобили".
Надежды не оправдались. Падение автомобильного рынка России за прошлый год оказалось хуже прогнозов экспертов. Ждали минус 30%, а дождались сокращения в два раза. А в некоторых автосалонах продажи рухнули и в 20 раз!
В итоге, по данным Ассоциации европейского бизнеса, ближе к концу декабря еле-еле удалось сбыть полтора миллиона автомобилей. И результаты могли быть еще скромнее. Но автодилеры, борясь за выживание, шли на скидки, прежде всего, на товар 2008 года выпуска. Поддержать продажи на плаву помогла и программа государственного кредитования. Однако по субсидиям продали не 150, а 61 тысячу машин.
Главным объектом спасения на российском рынке был и остается "АвтоВАЗ". Оставшись без денег, в долгах, с двойным сокращением продаж, автозавод уже получил 25 миллиардов помощи от государства, получит еще 50 миллиардов, не считая 240 миллионов евро от акционеров из Renault. Французы передадут технологии, а с 2012 года начнут в Тольятти сборку своих автомобилей.
Не так повезло с финансовой поддержкой "ИжАвто" – предприятие стало первым в России крупным автозаводом-банкротом. Но сборка моделей Kia пока продолжается.
Иностранные компании по-прежнему готовы инвестировать в свое российское производство. Nissan запустил конвейер под Санкт-Петербургом. Volkswagen расширил линейку своих "калужских" моделей. Renault в 2010 году в два раза расширит производство в Москве. Концерн Peugeot Citroen не отказался от планов построить завод.
2010 – год ползания по дну, на которое лег российский рынок. Это прогноз большинства экспертов. Обойти конкурентов удастся лишь тем компаниям, кто разработал гибкий деловой план. Широкий модельный ряд, возможность и дальше предлагать скидки. Такое пока под силу лишь зарубежным автогигантам.
В свою очередь государство запускает новую программу помощи – деньги в обмен на старые автомобили. Скидка при покупке отечественной машины составит 50 тысяч рублей. На перспективы субсидий продавцы смотрят скептически. Инфраструктуры утилизации в России нет.
Производители иномарок все надеются на отмену пошлин, иначе им придется повысить цены на 5-10%. Но пока это только предположение. Как показал год прошедший, прогнозы – дело неблагодарное. Заканчивая новогодние каникулы, компаниям придется работать как пилотам при снегопаде.