Тема:

Выборы в Афганистане 14 лет назад

Афганистан считает голоса и погибших - в стране уже третий месяц не могут выбрать президента

По данным избиркома, Хамид Карзай продолжает лидировать с 48,6% (2,08 миллиона из 4,3 миллиона) действительных голосов избирателей
Афганистан пытается подвести итоги президентских выборов. Победителя не могут объявить уже в течение нескольких месяцев. Голосование сопровождалось скандалами с мошенничеством и подтасовками. Вашингтон торопит афганское руководство.

Афганистан пытается подвести итоги президентских выборов. Победителя не могут объявить уже в течение нескольких месяцев. Голосование сопровождалось скандалами с мошенничеством и подтасовками. Вашингтон торопит афганское руководство, заявляя, что новый лидер поможет "улучшить отношения с США и завоевать доверие народа". Эти слова звучат на фоне новых жертв среди населения и не стихающих боев с талибами. При этом Пентагон требует расширить армейский контингент, чтобы вести более активные военные действия, результативность которых у многих вызывает сомнения. Тему продолжит корреспондент радиостанции "Вести ФМ" Николай Осипов.

В Афганистане считают голоса и погибших. Уже третий месяц там никак не выберут президента и несколько лет, как американские военные и контингенты из других стран пытаются уничтожить талибов. И то, и другое наталкивается на постоянные неудачи.

"Планировалось, что победитель станет известнее уже сегодня, но процедура к несчастью затянулась", - говорит президент Хамид Карзай, который по итогам голосования был переизбран на новый срок, но скандал с подтасовками затянул оглашение результатов, понадобился пересчет.

А тут еще и глава миссии ООН в Афганистане Кай Эйде вынужден был оправдываться за слова своего заместителя фактически и вскрывшего факты мошенничества, едва ли не на трети избирательных участков. В итоге страна по сути уже три месяца находится в режиме безвластия. И все это только усиливается позиции тех, кто противостоит Карзаю и Вашингтону. Талибы участили свои вылазки, словно в ответ на расширение контингента американских военных. В разных частях страны за двое суток было уничтожено около 50 экстремистов, те в ответ атакуют все, что только возможно. Поджигают и взрывают объекты инфраструктуры, обстреливают автомобили на дорогах, Хамид Карзай признал, что ситуация на севере Афганистана очень осложнилась, солдаты американской армии все чаще попадают в засады, о чем сами и рассказывают журналистам:

"Это было свирепое нападение на наш блок-пост. Всего через полторы минуты боя талибы уничтожили наш генератор, мы остались без электричества, а террористы продолжали наступать".

Конечно, официальные заявления военного руководства полны решимости. Многие издания сейчас цитируют слова бригадного генерала Тима Редфорда, который говорил об эстонских солдатах, воюющих там. "Они сражались с талибами как тигры - смело и яростно", - заявил командующий британским контингентом в провинции Гильменд. Пентагон, так долго требовавший увеличения численности войск, изо всех сил хочет показать результативность этих действий и не намерен отступать, там требуют все нового пополнения. Объяснений в Вашингтоне особо не подбирают, да и за столько лет уже приходилось объяснять так много, что уже и не важно. Единственный и главный минус в том, что в этой погоне за талибами пока нет ни одного результата, размышляет эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.

"За последние несколько лет американцы несколько раз меняли свои идеи относительно того, что они хотят сделать в Афганистане. Очевидно, что им не удалась кавалерийская атака, уже много лет они там присутствуют, сейчас наращивают численность, она приближается уже к 70 тысячам, и президент США время от времени все равно ставит вопрос об увеличении контингента ради победы над противником. Только месяц за месяцем проходит, вбухиваются миллиарды долларов в эту кампанию, а победы мы так и не видим", - считает Куртов.


Отдельные военачальники, в частности британские, уже не раз признавали, что солдаты находятся на грани истощения, есть проблемы со снабжением. Часто такие признания всплывали после каких-нибудь утечек или опубликования свидетельств рядового состава. О бытовых проблемах, о постоянной опасности и о победных докладах генералитета, за которыми ничего не стоит.

"В 2009 году, в последние месяцы, число боевых потерь лишь растет, то есть на самом деле источники сопротивления не уничтожены, каналы снабжения их оружием продолжают функционировать и в этом смысле военной победы так и не достигнуто", - комментирует эксперт.

Белый дом оказался в тупике. Вывести войска из Афганистана и отказаться и сдаться тоже не возможно. Страна тут же погрязнет в хаосе и безвластии. Второй путь - тот, которым сейчас идут американцы - наращивание силы, и он тоже, в общем-то, не дает результата. Получается ситуация, когда все, что не делай, ведет к ухудшению. и потому член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отказывается оценивать американскую политику в Афганистане.

"Увеличение войск в Афганистане, а поможет ли, если они все оттуда выведут, тоже нет. Нет какого-то одного решения, только-только его пытаются вырабатывать, очень много было разговоров, сплетен. Я думаю, что Обама и его советники хотели бы использовать негативный советский опыт, но пока не получается. Потому что Афганистан, с точки зрения глобальной политики, - это черная дыра уже на протяжении веков. Все, кто пытается как-то там командовать, кончают очень плохо", - говорит Малашенко.


И тем большинство политиков в Вашингтоне стараются не подавать вида, что что-то не так. Миллиарды долларов и тысячи погибших: признать, что все это зря, было бы провалом. Американский менталитет - улыбайся, даже когда все плохо - здесь он подходит как никогда. И Хиллари Клинтон перед поездкой в Россию выражает надежду, что новая президентская власть в Афганистане вернет доверие афганцев к США.

"Наша миссия заключалась в том, чтобы справиться с тем, что мы получили в наследство, включая запрос на увеличение контингента, который пришлось удовлетворить президенту. Если принимать это во внимание, мы хотим обозначить новый подход нашей администрации к Афганистану", - заявила Клинтон.

Эта незавершенная миссия стала тяжелым наследством для администрации Обамы. Но Вашингтон пока не в силах изменить прежний курс и действовать как-то иначе.