Площадь перед президентским дворцом в Варшаве утопает в цветах. Горят свечи. И люди продолжают приходить сюда, чтобы почтить память погибшего Леха Качиньского и его супруги. 10 апреля стало для поляков днем национальной трагедии.
Протекая мимо президентского дворца в Варшаве, человеческая река выносит к его ограде цветы и свечи. Польша не знала таких чрезвычайных происшествий, но мгновенно оценила масштаб катастрофы, и никто не спрашивает, по ком звонит колокол. Голос этой национальной святыни, которую отлил и повесил на звоннице в Кракове король Сигизмунд, поляки слышат только в исключительном случае. И сегодня как раз такой.
Их лица знала вся страна. Они были героями каждого выпуска новостей. Сегодня посмертно. Вместе с президентом Лехом Качиньским и первой леди Польши Марией Качиньской погибла элита политики, экономики, культуры и вооруженных сил: глава президентской канцелярии Владислав Стасяк, начальник генерального штаба Франчишек Гонгор, командующий сухопутными войсками, командующий войсками специального назначения, командующий военно-воздушными силами, председатель национального банка, католический епископ Тадеуш Плоский, депутаты польского Сейма.
Такой политический кризис может вызвать только сочувствие. Лех Качиньский и премьер Дональд Туск были конкурентами на последних президентских выборах. Сегодня утром, по признанию Туска, он плакал. Днем состоялось экстренное заседание правительства Польши.
Политическая процедура экстренной передачи президентской власти прописана в Конституции. Исполнять обязанности главы государства будет Бронислав Комаровский – председатель Сейма, сегодня днем он реализовал одно из президентских полномочий.
Дату досрочных президентских выборов власти объявят в течение 14 дней, и максимум через 60 дней в стране должен появиться избранный глава государства.
Следующие президентские выборы в Польше должны были состояться 3 октября. И местные аналитики считали, что у Леха Качиньского были небольшие шансы остаться президентом. Наверняка, многие из тех, кто стоит сейчас на площади, еще вчера поругивали власть, а сегодня пришли сюда, чтобы отдать дань памяти не политиков, а поляков.