До окончательного закрытия программы американских космических челноков осталось всего 3 запуска с мыса Канаверал. Уже с осени 2010 года международные экипажи на международную космическую станцию будут доставляться исключительно с помощью "Союзов". Подробности о завершении программы шаттлов и о ближайшем будущем американской аэронавтики - собственный корреспондент радио "Вести ФМ" в США Елена Соколова.
Соколова: Шаттл "Дискавери" отправился в очередную 13-дневную миссию в космос, а на земле, в космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал, вовсю готовятся к закрытию программы космических челноков. Это уже 38-й по счету космический полет шаттла "Дискавери". Помимо него, до осени 2010 года осталось всего лишь 3 плановых запуска, после чего все три челнока – "Атлантис", "Эндевор" и "Дискавери" – собираются не просто поставить на прикол, а продать в частные руки – в качестве музейных экспонатов. Заявки потенциальные покупатели уже подали, и летом 2010 года НАСА должно решить – кому достанутся легендарные космические челноки. Цены на них, кстати, снизили – с 42 до 29 миллионов долларов. И это не такая уж заоблачная цена за самую сложную машину в истории человечества, как называют шаттлы специалисты. Каждый космический челнок состоит из 2 с половиной миллионов деталей.
После закрытия программы запуска шаттлов на мысе Канаверал единственным способом доставки экипажей и оборудования на международную космическую станцию станет российская ракета – "Союз". Но администрацию Обамы этот факт, похоже, нисколько не смущает. Белый дом в феврале этого года объявил о полном сворачивании финансирования программы НАСА по подготовке к полётам на Луну. Президент Буш считал такую программу делом чести Америки, особенно в свете планов Китая осуществить в будущем полёт на Луну. Демократы же посчитали лунные проекты слишком затратными и ненужными. Радикальные бюджетные сокращения вызвали большую волну скептицизма в НАСА. К вопросам космоса администрация Обамы подходит слишком уж практично – пользоваться русскими космическими кораблями до 2015 года, а к этому времени сдать в эксплуатацию принципиально новый космический летательный аппарат. Причем запускать корабли в космос в 2015 году НАСА собирается не централизованно, как сейчас, а с помощью частных кампаний. В их руки, по сути, отдадут всю рутинную космическую работу. В качестве аргумента приводят пример с авиацией и межатлантическими перелётами. Отдать их в руки частников в 50-е годы тоже считалось неслыханным делом.
НАСА же собирается заниматься не эксплуатацией космических кораблей, а чистой наукой и экспериментами, а также подготовкой к более дальним космическим экспедициям.
Но пока это всего лишь планы на бумаге, на ближайшие 5 лет Россия окажется мировым монополистом, обладающим средствами доставки человека в космос.