До сих пор неизвестно, какой вред США могли нанести разоблаченные агенты

Трансатлантический обмен - Вашингтон получает четверых агентов, выдавших российские секреты Западу, а в Москву прилетают разоблаченные шпионы, пойманные ФБР.

Трансатлантический обмен - Вашингтон получает четверых агентов, выдавших российские секреты Западу, а в Москву прилетают разоблаченные шпионы, пойманные ФБР. Дорога назад в Америку им закрыта. Что ждет скандально известных разведчиков, выяснял корреспондент радио "Вести ФМ" Николай Осипов.

Осипов: Экстренное возвращение - камеры американских журналистов вскользь засняли, как в аэропорту имени Кеннеди группа людей заходит по трапу в самолет. Это и есть та самая американская десятка, разоблаченных агентов, оказавшихся на самом деле в большинстве своем российскими гражданами, - Владимир и Лидия Гурьевы, Михаил Куцик и Наталия Переверзева, Андрей Безруков и Елена Вавилова, Михаил Васенков и Вики Пелаез, Анна Чапман и Михаил Семенко. Только последние трое находились в США под своими настоящими именами, а Вики Пелаез вообще была перуанской, судя по ее показаниям, не подозревавшей, что ее муж, которого она знала как Хуана Лазаро, был сибиряком Михаилом Васенковым.

Не знала она и о том, что супруг работал на российские спецслужбы, хотя помогала ему перевозить деньги. По версии ФБР, это было вознаграждение за сотрудничество с СВР. Деталей Пелаез не понимала, но власти США решили, что она также представляет опасность для страны, и решили депортировать женщину в числе остальных. В Америке она работала журналисткой, часто критиковала политику Белого дома, чем займется теперь - неизвестно. По данным ряда источников в Москве, ей предложили квартиру, пенсию в две тысячи долларов в месяц, но она решила не задерживаться в России, а возвращаться в Перу, откуда она родом. По крайней мере, об этом сообщают перуанские СМИ. Сыновья Вики Пелаез останутся в США, к ним у ФБР нет претензий, младшему сыну 17 лет, а старшему 38.

А вот другая супружеская пара - Патрисия Миллз и Майкл Зотолли, они же Владимир и Лидия Гурьевы - с двумя детьми, похоже, переедут в Россию на постоянное жительство, они почти сразу после шпионского скандала попытались подыскать кого-то, кто связался бы с их родными и перепоручил опеку над несовершеннолетними.

Дети есть и у других участников этого скандала, но ясности в отношении их судьбы пока нет. Не так много известно и о будущем тех, на кого меняют разоблаченных агентов - это осужденные ранее россияне: бывший сотрудник Института США и Канады РАН Игорь Сутягин обвинен в шпионаже за передачу секретных сведений американской разведке, экс-полковник СВР Александр Запорожский, раскрывший данные о наших агентах за рубежом, в том числе в США, бывший сотрудник российской разведки Геннадий Василенко, осужденный по менее серьезным статьям, как хранение оружия, а также бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль сотрудничавший с британскими спецслужбами. Их объединяет только одно - ко всем пристал ярлык предателей, хотя вину многие согласились признать лишь формально, чтобы стать участниками этого обмена. За процедурой следили и в российском парламенте, депутат Владимир Жириновский заметил, что обмен не слишком равноценный, но в этом нет ничего страшного.

Жириновский: Операция по обмену - нормальный процесс, всегда это делали, просто сегодня это более широко освещается. Но здесь есть вариант неравенства: мы русских на русских обмениваем. Смысл был бы, что там выявили 10 наших русских, а мы их меняем на агентов ЦРУ, которые здесь находятся, тогда было бы равномерно, но, может быть, бережем для другого обмена, а пока отдаем своих же. Зачем они здесь сидят, пускай американцы на них тратят деньги.

Осипов: Что ждет высылаемых на Запад, пока неизвестно, кроме того, что, к примеру, маршрут Игоря Сутягина проложен через Вену, далее в Великобританию. Перспективы россиян, разоблаченных ФБР и отправленных в Москву, также неочевидны. Здесь надо заметить, что с той минуты, как о них стало известно миру, они перестали быть разведчиками-нелегалами. Как часто говорят в СВР, хороший разведчик - это тот, о котором никто и никогда ничего не узнает. Раскрытые агенты перестают приносить практическую пользу. Либо им меняют легенды, что крайне затратно и сложно, либо переводят на аналитическую работу, где уже не нужно собирать секретные сведения. Кстати, относительно сведений, которые могли получать шпионы, информации вообще нет. Эта тема не поднималась официальными представителями американских ведомств. Было лишь несколько сообщений о попытках внедриться в окружение Хилари Клинтон, а также о передаче информации по интернет-каналу некоему сотруднику российской дипмиссии в США. Содержание переданных данных так и осталось тайной, так что до сих пор неизвестно, какой именно вред могли нанести своими действиями разоблаченные агенты.