18 мая на родину вернулись 11 членов экипажа танкера "Московский университет". Для них нынешний поход стал едва ли не самым драматичным. Трудно представить себе, что пережили наши моряки после захвата судна сомалийскими пиратами – это произошло еще 5 мая, – и чем мог бы завершиться тот рейс, если бы на выручку не подоспел российский корабль "Маршал Шапошников". Что сегодня рассказывают и военные моряки, и капитан "Московского университета"?
В новороссийском учебном центре для гражданских моряков теперь как боевую задачу отрабатывают защиту от пиратов. Как маневрировать, как отбиваться и как и куда бежать, если всё это не сработало. Экипажу "Московского университета", в большинстве своем составленному из черноморцев, пришлось применить полученные знания на практике.
Когда ни маневры на уклонение, ни отпугивание не помогли, капитан приказал экипажу укрыться в "цитадели" – моряки именно так теперь называют свое убежище в машинном отделении. Но сначала нужно было обездвижить и обесточить корабль.
"Я успел сообщить "Маршалу Шапошникову" о захвате судна, попросить помощь. Получил от них подтверждение. Это здорово, конечно, вселило в нас веру и помогло, наверное, держаться", – говорит капитан танкера "Московский университет" Юрий Тульчинский.
"Каждые 30 минут мы выдавали в эфир фразы "я российский военный корабль. Все, кто находятся на борту – не граждане России и не члены экипажа, предлагаем вам покинуть судно, освободить экипаж. Иначе по вам будет применено оружие", – рассказывает командир отряда кораблей Тихоокеанского флота РФ Ильдар Ахмеров.
А за 100 километров до танкера капитан первого ранга Ахмеров поднял вертолет. Это было ночью, но вертолетчики смогли обнаружить танкер. Он был затемнен и всё так же лежал в дрейфе. Это означало, что пираты до экипажа не добрались, но продолжали прорываться в машинное отделение. Моряки забаррикадировались и навалили на дверь изнутри швартовые концы – целую бухту толстого троса из прочнейшего пропилена.
"Когда они прорубили топорами отверстие, брешь в этой двери, они начали пытаться вытащить оттуда эти концы, часть концов они вытащили (конец 220 метров длиной). То есть они как бы на себя понатаскали концов, а дальше начали пытаться их сжечь", – рассказывает Юрий Тульчинский.
"Мы укрепляли всем, чем могли, тросами. Мы не давали им войти. Так продолжалось с утра до вечера. Они все ломились и ломились. Тут началась такая стрельба. Огонь был просто страшный", – вспоминает электромеханик танкера "Московский университет" Сергей Коценко.
В это время "Маршал Шапошников" подошел уже совсем близко и усилил натиск. Пираты передали в эфир угрозу: обещали уничтожить всех заложников. Но они блефовали, и оба капитана это знали.
"Я вышел на связь и подтвердил ему готовность к операции. То есть, что мы находимся в безопасности, держимся, и чтобы ребята начинали работать по спасению", – добвил Юрий Тульчинский.
Пока "Шапошников" обстреливал танкер с правого борта, с левого нефтевоз штурмовали две группы "черных беретов". И только когда сомалийцы увидели перед собой нашу морскую пехоту, побросали оружие.
"Пираты непредсказуемые, потому что они всегда находятся под наркотическим опьянением. Даже когда лезут через колючую проволоку. После боя у нас один пират был ранен. Пуля прошла через шею и навылет и вырвала там переднюю часть лица. То есть он всё равно находился в нормальном состоянии. Пытался почесать себе зубы", – вспоминает командир оперативной группы четвертого отряда кораблей тихоокеанского флота России Андрей Ежов.
5 апреля голландский спецназ брал штурмом немецкий контейнеровоз Taipan, захваченный пиратами. Камера на шлеме командира зафиксировала все этапы этой операции. С вертолета на палубу десантируется отделение спецназа. Стрелок ведет огонь по капитанскому мостику, прикрывая выдвижение остальной группы. А еще через несколько минут, когда стало понятно, что сопротивляться дальше бессмысленно, пираты начали сдаваться.
Еще одна успешная операция российских военных моряков. Весной 2009 года они задержали целое пиратское судно. Тогда экипаж большого противолодочного корабля "Адмирал Пантелеев" поймал 29 бандитов, когда они усиленно старались изображать из себя рыбаков.
В этот раз на упреждение сыграть не получилось. И сначала инициатива была у бандитов. Но в итоге они все равно проиграли. А ведь для всего экипажа танкера, кроме старпома, это был первый боевой опыт.
"Боятся все, но в тот момент об этом не думаешь. В тот момент нужно достичь цель. Локальную, данного момента – чтобы не открыли дверь. И они ее не открыли. И мы стояли бы до тех пор, пока… Ну скажем так, до последнего", – говорит Юрий Тульчинский.
Когда будет следующий рейс, капитан Тульчинский пока не знает. Но его уже вызывают в Новороссийск, чтобы поделился опытом, как защититься от пиратов.