В Твери прошло выездное заседание Совета при президенте по развитию информационного общества. Дмитрий Медведев призвал от разговоров о пользе информационных технологий перейти к их практическому применению. Тему внедрения новых технологий президент держит на особом контроле и хорошо знает, где они особо необходимы. Участники совета тоже могли ознакомиться с новинками информационной сферы. Президент еще раз напомнил руководителям на местах, что внедрять эти достижения их обязанность.
На смену обычным телефонным автоматам, установленным по всей России, возможно, придут таксофоны нового поколения. В них – и выход в Интернет, и электронная почта, и бесплатный доступ к порталу госуслуг. Но, пожалуй, наиболее любопытная функция – возможность с улицы даже небольшой деревеньки совершать видеозвонки.
Быть может, это совпадение, но вплотную к автомату на выставке новых технологий расположился стенд управления исполнения наказаний – в системе тоже внедряются видеозвонки. В меню высвечиваются названия колоний, связь устанавливается молниеносно. Интернет, как объясняли, привносит гуманность.
Рядом – и это тоже, видимо, совпадение – проект по отслеживанию законности государственных трат. Интернет, объясняли, привносит прозрачность.
Чиновники не спешили с докладами, потому что некоторым докладывать было попросту нечего – в некоторых регионах информатизация продвигается не самыми, мягко говоря, быстрыми темпами, а есть примеры, когда подключенные к Интернету еще несколько лет назад школы, теперь от него отключены – местные власти попросту не платят за трафик.
"Меньше надо там строить бессмысленных вещей, а выделять деньги школам своим, – убежден Дмитрий Медведев. – Если эти факты будут продолжаться по поводу отключения школ, мне лично доложите, мы тогда будем уже определяться по другому".
В тех школах, где и с Интернетом нормально, и с компьютерами, – другая проблема: учителя. Многим по-прежнему удобнее работать по старинке, хотя очевидно: такое образование уже не может считаться качественным.
"Если ученики, например, всем этим пользуются – новыми программами, новыми видами компьютеров, а учителя просто не могут отличить одного от другого, это не очень хорошо, потому что, если по-честному, это снижает авторитет учителя, делает учителя просто несовременным человеком, – рассуждает президент. – Мы должны выйти на то, чтобы при подведении итогов, проведении аттестации учителей, все-таки этот фактор был одним из ключевых при принятии решения о том, продолжать ли трудовые отношения с учителем или все-таки нет".
Как минимум, несколько человек в зале в этот момент демонстрировали, что они с новой техникой, что называется, "на короткой ноге", вернее – руке. На своих сенсорных экранах набивали тезисы выступлений. Число таких чиновников и министров растет от совещания к совещанию. Медведев – и это уже традиционно – с планшетным компьютером.
"У нас страна, в которой сигналы имеют особое значение, – продолжает он. – Если Интернет решили в школах развивать, значит, так надо. Все начинают учиться. Если кто-то блог начинает вести – соответственно это распространяется по всей стране. А потом в Twitter выходят – и Twitter становится популярным. Поэтому, в общем, недооценивать эти возможности тоже не следует. Надо просто давать правильные указания. И своих подчиненных контролировать".
Но главное, чтобы эти сигналы прошли в те области, где они нужнее всего. Помимо образования, это, конечно, здравоохранение. Сколько нервов скольким людям могла бы сэкономить запись к врачу через Интернет!
"Ходят не всегда довольные сотрудники регистратуры, враждебно глядя на стоящих в этой очереди: зачем они вообще сюда приперлись? У нас насколько все-таки сейчас это продвинуто, и каких можно ожидать в ближайшее время перемен?" – интересуется Дмитрий Медведев у министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова.
"2012 год должен быть годом, когда мы это направление завершим реально", – сообщает она.
Еще более сложная ситуация – в учреждениях культуры. Компьютеры и Интернет – только в каждом десятом. Притом, что потребность очевидна: трансляции концертов во всемирной Сети пользуются популярностью.
"Конечно, это стоит недешево, но аудитория просто огромная"", – отмечает министр культуры.
"У нас с вами разные критерии дешевизны, – говорит на это президент. – Пленка, запись, последующее копирование стоят гораздо дороже, чем использование вебкамеры, которая есть у любого компьютера. Это ничего не стоит. Может, это желание какие-то затраты внутри министерства распределить, но вы имейте ввиду – это ничего не стоит".
И тут, конечно, слова не мог не попросить министр финансов, внимательно прослушавший все выступления. Глава Минфина, судя по всему, понимал: на совещании все снова будут просить денег. Причем много. И он сразу сказал то, что от него и ожидали.
"Мне кажется, у нас сейчас пока дороговатыми становится эти программы", – сказал Алексей Кудрин.
Кудрин попросил у президента два месяца на то, чтобы согласовать расходы. Медведев дал две недели.