Тема:

Конец программы Space Shuttle 12 лет назад

Шаттл "Атлантис" уходит на пенсию

Американский космический челнок "Атлантис" в пятницу стартует с космодрома на мысе Канаверал
Космический челнок "Атлантис" собирается в пятницу в свою последнюю экспедицию с мыса Канаверал. Программа запусков шаттлов в космос должна завершиться осенью 2010 года, после чего легендарные шаттлы "Атлантис", "Дискавери" и "Эндевор" будут проданы в качестве музейных экспонатов в частные руки.

Космический челнок "Атлантис" собирается в пятницу в свою последнюю экспедицию с мыса Канаверал. Программа запусков шаттлов в космос должна завершиться осенью 2010 года, после чего легендарные шаттлы "Атлантис", "Дискавери" и "Эндевор" будут проданы в качестве музейных экспонатов в частные руки. А в космос в ближайшие 5 лет американцы планируют летать на российских ракетах "Союз". С подробностями – собственный корреспондент "Вести ФМ" в США Елена Соколова.

В пятницу в 2:20 после полудня местного времени космический челнок "Атлантис" с 6 астронавтами на борту должен отправиться с мыса Канаверал в свою последнюю космическую экспедицию. Она продлиться 12 дней. Главная задача челнока - доставить специальный исследовательский мини-модуль российского производства на Международную космическую станцию. Кроме того, в последний полёт "Атлантиса" запланировано 3 выхода в открытый космос. Командует экспедицией командир Кен Хэм.

"Атлантис" летает в космос с октября 1985 года и среди его многочисленных достижений – первая историческая стыковка с российской космической станцией МИР. Через 12 дней вернувшийся из космоса "Атлантис" встанет на прикол, а в космос до осени 2010 года с мыса Канаверал взлетят ещё в последний раз космические челноки "Дискавери" и "Эндевор", после чего все шаттлы будут отправлены на пенсию и завершится историческая эпоха полётов космических челноков многоразового использования в космос. Национальное аэрокосмическое агентство США собирается продать все 3 корабля в качестве музейных экспонатов в частные руки. Причём это будут самые сложные машины, которые когда-либо придумывало человечество, выставленные на продажу.

Каждый космический челнок состоит из 2,5 миллиона деталей. Заявки потенциальные покупатели уже подали, но их списки пока держатся в секрете. А уже этим летом НАСА должно решить – кому достанутся легендарные шаттлы. Цены на них, кстати, снизили – с 42 до 29 миллионов долларов, так что можно сказать, что даже космические челноки сегодня продаются по дешёвке, с 40-процентной скидкой – в лучших традициях американских распродаж.

После закрытия программы запуска шаттлов на мысе Канаверал единственным способом доставки экипажей и оборудования на Международную космическую станцию станет российская ракета "Союз". Но администрацию Обамы этот факт, похоже, нисколько не смущает. К вопросам космоса Белый дом подходит слишком уж практично – пользоваться русскими космическими кораблями до 2015 года, а к этому времени сдать в эксплуатацию принципиально новый космический летательный аппарат. Причем запускать корабли в космос в 2015 году НАСА собирается не централизованно, как сейчас, а с помощью частных компаний. В их руки, по сути, отдадут всю рутинную космическую работу. В качестве аргумента, что это правильный путь развития космоса, сторонники его приватизации в администрации Обамы приводят пример с авиацией и межатлантическими перелётами. Отдать их в руки частников в 50-е годы тоже считалось неслыханным делом – сегодня же это рутинные полёты.

НАСА же собирается заниматься не эксплуатацией космических кораблей, а развитием космических технологий и подготовкой к дальним космическим экспедициям, в частности, на Марс. Но пока это всего лишь планы на бумаге, а реалии же таковы, что уже с этой осени на ближайшие 5 лет Америка и Россия будут летать в космос только вместе. И Россия может оказаться мировым монополистом, обладающим средствами доставки человека на орбиту Земли.