Тема:

Вступление России в ВТО 11 лет назад

Россию от ВТО отделяет один процент

Россию от ВТО отделяет один процент
Россия может вступить в ВТО уже в следующем году. С комментариями для "Вести ФМ" - директор информационного бюро по присоединению России к Всемирной торговой организации, ведущий научный сотрудник института торговой политики Высшей школы экономики Алексей Портанский.

Россия может вступить во Всемирную торговую организацию уже в следующем году. Об этом заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. Переговоры затянулись из-за того, что главные партнеры Москвы – Брюссель и Вашингтон - выставляли новые требования, в частности, по пошлинам на лес, сборам за транссибирские перелеты и нормам ветеринарного контроля. По итогам вчерашних переговоров президенты Медведев и Обама объявили, что Москва и Вашингтон разрешили противоречия по вступлению России в ВТО на 99%. С комментариями для "Вести ФМ" - директор информационного бюро по присоединению России к Всемирной торговой организации, ведущий научный сотрудник института торговой политики Высшей школы экономики Алексей Портанский.

"Вести ФМ": Алексей Павлович, здравствуйте! Названы очередные сроки вступления России в ВТО. Как вы считаете, каковы шансы, что на этот раз они станут реальными?

Портанский: Дело в том, что сроки присоединения к ВТО уже столько раз назывались - поверите ли, это началось еще с 1998 года, то есть, по крайней мере, раз 7-8, может быть, 10. Поэтому, на этот раз говорить, что это абсолютно точно, я думаю, было бы не совсем осмотрительно. Вернее было бы сказать так, что мы в настоящий момент имеем техническую возможность завершить переговоры в этом году. Именно вот это подразумевал наш главный переговорщик Максим Юрьевич Медведков. Если ничего такого не случится, то мы, действительно, подошли к такому моменту, когда все противоречия почти разрешены, осталась небольшая работа - и весь переговорный процесс, возможно, завершится в этом году, если нам ничего больше не помешает.

"Вести ФМ": Какие вопросы вызывали в последнее время больше всего споров? Кто и на какие уступки пошел?

Портанский: У нас пока не решен один из важнейших вопросов – это размер прямой поддержки сельхозпроизводителям со стороны государства, здесь у нас до последнего момента расхождения в цифрах были значительные. Наша позиция – 9 миллиардов долларов в год, со стороны наших партнеров – 3-3,5 миллиарда долларов в год, то есть здесь еще окончательного сближения позиции не произошло. Кроме этого, нам предстоит договориться по экспортным пошлинам, здесь заинтересованной стороной выступает Европейский союз. До сих пор у нас не внесены некоторые поправки в законодательство, касающееся вопроса интеллектуальной собственности. Здесь, как говорится, дело за нами. Ну и, кроме этого, некоторые вопросы, касающиеся применения санитарных, фитосанитарных мер и вопросы технического регулирования. Ну и еще, конечно, вопрос функционирования торговых госпредприятий. Вот ряд вопросов, которые остались.

"Вести ФМ": Довольно большой список получается.

Портанский: Да, но в сравнении с тем, что уже было решено, это, конечно, не такой большой список.

"Вести ФМ": Евросоюз ранее предупреждал Москву, что Таможенный союз может преградить вступление страны в ВТО. Удалось ли сейчас решить этот вопрос?

Портанский: Я думаю, этот вопрос решился, потому что мы в конечном счете убедились, что правовой такой возможности не существует. Согласно законодательству ГАТТ ВТО, Таможенный союз не может присоединяться ко Всемирной торговой организации, то есть это четко прописано в правовой базе ВТО. Есть соответствующая статья Марракешского соглашения о создании ВТО. И это, собственно, известно было уже давно, поэтому, если бы мы вчитались еще год назад как следует в содержание этой статьи, то и можно было бы не тратить целый год на то, чтобы убедиться, что это действительно так. 

Полностью комментарии Алексея Портанского слушайте в аудиофайле.