Чемпионат мира по футболу должен быть втрое дешевле Олимпиады. Затраты на организацию Россией этих глобальных спортивных соревнований оценил Владимир Путин. Примерные расходы на Сочи составят около 1 триллиона рублей, футбольный же турнир, по словам премьера, обойдется порядка 300 миллиардов. Чтобы минимизировать затраты, к подготовке активно привлекут бизнес. Но, полагают эксперты, сделать предстоит так много, что реальные вложения могут увеличиться в 10 раз. На этом фоне и властям, и бизнесу остается не упустить шанс для использования имиджа страны с выгодой для себя. Продолжение темы - у обозревателя "Вести ФМ" Сергея Артемова.
Российская заявка разделяет 13 городов, которые примут матчи турнира, на 4 кластера: Северный (с Петербургом и Калининградом), Центральный (Москва с пригородами), Южный (Краснодар, Ростов и Сочи и Волжский) и остальные города - от Ярославля на севере до Волгограда на юге. Плюс - особняком Екатеринбург. В этих центрах и будет строиться инфраструктура первенства, которая состоит не только из стадионов, отмечает управляющий директор компании "Финам Менеджмент" Сергей Хестанов.
"Нынешняя экспертная оценка возможной стоимости проведения чемпионата мира - порядка 40-50 миллиардов долларов. Причём значительная часть этих затрат – это не только и не столько собственно стадионы, сколько сопутствующие объекты, прежде всего, это большое количеств гостиниц с тремя звёздами для размещения болельщиков", - поясняет Хестанов.
Россия обязуется ввести не менее 100 тысяч гостиничных номеров не ниже 3-звездного класса - это требование ФИФА. И выполнять его во многом придется местными силами, говорит руководитель отдела гостиничной недвижимости компании Cushman & Wakefield Дэвид Дженкинс.
"Очевидно, что сейчас основные средства в региональные гостиничные проекты вкладывают местные инвесторы. Зарубежных инвесторов там нет, если не считать Европейский банк реконструкции и развития и Международную финансовую корпорацию, которые не преследуют исключительно коммерческие цели. Думаю, что подобные проекты должны развиваться с участием российских банков, а также местных и зарубежных инвесторов - сами по себе в российские регионы иностранные партнёры вряд ли пойдут", - говорит эксперт.
Еще одна проблема - транспорт. Лишь 6 городов имеют скоростное железнодорожное сообщение между собой. У пяти нет приличных аэропортов. Причем норму ФИФА на прием 25 тысяч пассажиров за 10 часов до матча и их отправку в течение 10 часов после игры сейчас выдерживают аэропорты Москвы, Петербурга и Сочи. Транспортные пути - это еще десятки миллиардов рублей, так что вопрос о точных сметах стоимости чемпионата поднимать пока рано, полагает партнер компании "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский.
"Неизвестен список этих объектов, следовательно, мы не можем даже экспертно определить границы финансирования", - рассуждает Андриевский.
В то же время можно предположить, что многие отрасли получат заказы, а значит, деньги и возможность развития, продолжает Иван Андриевский.
"Проведение чемпионата мира по футболу в России даст импульс строительной отрасли, потому что будут строиться специальные объекты под это мероприятие. Очевидно, что это нам даст импульс туризму и импульс общепиту в тех городах, где будет прводиться чемпионат мира", - считает Андриевский.
Свои планы строит и тяжелая индустрия. Два новых прокатных стана - в Ростовской области и в Казахстане - открывает холдинг "Евраз". По словам вице-президента "Евраза" Алексея Агуреева, события совпали случайно и удачно.
"Решение о строительстве новых прокатных станов принималось до объявления России хозяйкой ЧМ-2018. Связывать два этих явления я не стал бы. С другой стороны, естественно, мы не можем не понимать, что спрос на строительную арматуру, которая наверняка будет применяться при строительстве и реконструкции стадионов, не может не подняться", - говорит Агуреев.
Приход-расход при организации чемпионата еще на раз будет пересматриваться, в том числе и с учетом знакомых российских факторов, говорит Иван Андриевский из компании "2К Аудит - Деловые консультации".
"При подготовке спортивных мероприятий у нас происходят такие вещи, как откаты, перерасход средств, включение надуманных расходов. И это увеличит расходы на создание объектов для проведения ЧМ", - справедливо отмечает эксперт.
Но перспективные ожидания должны строиться на главном аспекте. И это даже не прямая материальная прибыль - таково мнение Сергея Хестанова из компании "Финам Менеджмент", сложившееся на примере недавнего мундиаля в ЮАР.
"У международных инвесторов основным мотивом инвестиций в развивающиеся страны были страны группы БРИК. Экономика ЮАР показывает похожие результаты и, тем не менее, пользуется гораздо меньшим внимание глобальных инвесторов. И проведение чемпионата мира в ЮАР способствовало как раз тому, что имидж ЮАР в глазах инвесторов улучшился", - отмечает Хестанов.
Немного цифр из южноафриканского примера: при официальных затратах страны в 3,5 миллиарда евро выручка составила 4 миллиарда. Однако общие расходы, исходя из стоимости объектов и частных вложений, превысили там 9 миллиардов евро. Так что всемирная имиджевая раскрутка вувузел не окупила еще первенство даже наполовину.