Лукашенко снова побеждает на выборах. Официально он пока не объявлен президентом Белоруссии, но судя по подсчетам Центризбиркома страны, конкуренты не имеют ни малейших шансов соперничать с главным белорусским политиком. По данным ЦИКа, у него более 79 процентов голосов. Оппозиция протестует, считая, что итоги сфальсифицированы, но попытки выразить свой протест на улице закончились погромом в здании Дома правительства и стычками с милицией. Травмы получили не только рядовые избиратели, но и некоторые кандидаты в президенты. Демонстрантов разогнали, и они обещают вернуться. Корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов о ситуации в республике.
Осипов: "Полный провал", - сокрушаются оппозиционеры. Их было много, десяток кандидатов, каждый из которых считал себя достойным быть президентом Белоруссии, но, судя по данным Центризбиркома, все они остались за бортом. Кандидат от белорусской Либерал-демократической партии Сергей Гайдукевич поводит итог оппозиционных выступлений и анализирует просчеты: белорусские политики слишком большое значение придают западному вектору, а следовало бы больше оглядываться на восток, туда, где Россия, говорит он.
Гайдукевич: Полный провал, это политическое фиаско. Думаю, произойдет большая перегруппировка. Невозможно выиграть в Белоруссии, не имея яркий электоральный вектор на Россию, я уже об этом говорил.
Осипов: Этому анализу неудач предшествовали весьма бурные события. Погром в центре Минска, массовые акции протеста, возникшие по окончании процедуры голосования, когда самые отчаянные оппозиционеры вывели на улицы своих сторонников. Выбитые окна, обрывки плакатов на мостовой у здания Центризбиркома еще видны последствия протестных выступлений, который вспыхнули в Минске ближе к вечеру после дня голосования. В здании Дома правительства летели стекла, но внутри все было перегорожено, ОМОН охранял все двери, а подоспевшие отряды взяли толпу в кольцо, некоторое время над головами мелькали дубинки, и протестующих разогнали.
А в нескольких минутах ходьбы от этого места случилось еще одно столкновение. Один из оппозиционных кандидатов потом долго приходил в себя. Владимира Некляева буквально уносили с поля боя. Вместе с ним в переделку попал еще один кандидат - Александр Статкевич. Они с группой сторонников шли в центр к площади, чтобы принять участие в главных манифестациях, но по дороге встретили милицейский кордон. Выстрелы в воздух, грохот шумовых гранат, пара минут, и кто-то уже лежит на асфальте, кто-то потирает разбитый нос, капая кровью на снег. Чуть позднее Владимир Некляев выходит на связь - жив, но досталось крепко.
Некляев: Выскочил спецназ, "маски-шоу" стали нас избивать, меня целенаправленно, два удара дубинкой по голове, один в губу промазал - я уклонился, второй попал. Они избили нас, потом искорежили машину на которой везли радиоаппаратуру, и как только стали подходить журналисты, команда "Растворяемся!" - и они исчезли. Это было довольно быстро, но так, как обычно у нас делается.
Осипов: В беспорядках пострадали несколько журналистов, в том числе российских, оказавшихся в эпицентре событий. Многим из них уже приходилось работать на выборах в Белоруссии, и они прекрасно помнят, что в 2006 власти не действовали столь быстро и жестко. Тогда оппозиции дали помитинговать несколько дней, после чего, впрочем, все равно разогнали. Сейчас силовая реакция была более стремительной. Из лагеря оппозиционеров поступают данные о задержания лидеров, пока глава ЦИК Лидия Ермошина зачитывала предварительные итоги выборов.
Ермошина: За Лукашенко Александра Григорьевича проголосовали 5 122 866 человек, или 79,67 процента.
Осипов: Реакция наблюдателей неоднозначная: кто-то считает, что были нарушения, кто-то согласен с итогами, многие вообще никак не комментируют итоги выборов. Правда, беспорядки в центре Минска, уверено большинство, никак не могли повлиять на подсчет. Однако проигравшие продолжают повторять свои результаты, будто надеясь, что произнося эти цифры, они изменят официальные итоги. Мы общались с зампредом Объединенной гражданской партии Львом Марголиным.
Марголин: У нас претензии только к подсчету голосов, потому что подсчет проводится зачастую с грубыми нарушениями. Мы основываемся на данных опросов, которые проводились в Белоруссии, по ним за Лукашенко проголосовали от 35 до 38 процентов.
Осипов: Пожалуй, только у Александра Лукашенко был повод встречать утро понедельника в хорошем настроении. Изрядно потрепанная оппозиция, впрочем, обещала продолжать акции протеста, если будет кому. Уже известно, что по факту ночных беспорядков заведены уголовные дела, и многие оппозиционные лидеры могут оказаться под следствием. Остальным придется проглотить обиду и признать, что уже в четвертый раз бессменный белорусский президент оказался сильнее всех своих конкурентов.