Россия и Франция договорились о строительстве двух вертолётоносцев "Мистраль" для российского Военно-морского флота. Работами над проектом займутся российская Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) и французские компании DCNS и STX. После этого возможна постройка ещё двух "Мистралей". Сообщение об этом "беспрецедентном событии" распространила пресс-служба Елисейского дворца.
Администрациями президентов России и Франции было подготовлено следующее Совместное сообщение: "Сегодня президент России Дмитрий Медведев информировал президента Франции Николя Саркози о том, что в рамках международного тендера на поставку двух десантных вертолётоносных кораблей-доков (ДВКД) для Минобороны России, объявленного 5 октября, российские власти сделали выбор в пользу предложения, представленного консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российского ОСК.
"Медведев и Саркози приветствовали завершение оформления этого беспрецедентного проекта сотрудничества, который будет способствовать развитию промышленности и решению проблемы занятости в наших двух странах и демонстрирует волю и способность России и Франции развивать широкомасштабное партнерство во всех областях, в том числе в сфере обороны и безопасности", – отмечается в сообщении пресс-службы Кремля.
"Главы государств обменялись теплыми предновогодними поздравлениями и наилучшими пожеланиями", – отмечается в сообщении о телефонном разговоре президентов России и Франции 24 декабря 2010 года.
Строительство двух вертолетоносцев "Мистраль" по заказу России предоставляет французским верфям заказ на 4 года и обеспечивает занятость 1 тысяче человек. Согласно неофициальным данным, стоимость одного оснащенного десантного вертолётоносного корабля превышает 500 миллионов евро. По оценке экспертов, общая сумма контрактов на приобретение Россией четырёх вертолётоносцев "Мистраль" составит порядка 2 миллиардов евро.
Планируется, что вертолётоносцы будут строиться на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Это подтвердил пресс-секретарь "Объединенной судостроительной корпорации" Игорь Рябов.
"Речь идёт о строительстве четырёх кораблей, поэтапной передаче технологий с постепенным переводом производства в Россию, – пояснил он. – От первого к последующим кораблям производство будет локализовано в России. Всё, чего добивалось Минобороны России в плане получения технологий, достигнуто, в первую очередь, благодаря тому, что заявка была совместной".
Подписи под соглашением о совместном строительстве вертолётоносцев поставили 1 ноября 2010 года президент ОСК Роман Троценко и генеральный директор DCNS Патрик Буассье.
Вертолетоносец типа французского "Мистраля" может быть построен на российских верфях за 30 месяцев. При этом первый корабль должен быть построен через 36 месяцев после подписания контракта, второй – через 12 месяцев после завершения строительства первого судна.
Десантно-командный корабль "Мистраль" способен принять на борт до 450 человек десанта и 16 вертолётов (8 десантных тяжелых 12-тонных вертолётов и 8 штурмовых боевых вертолётов). Для вертолётов предусмотрен крупногабаритный ангар площадью 1800 квадратных метров. В трюме вертолётоносца могут одновременно транспортироваться до 60 единиц бронетехники и 8 вертолётов. При этом 6 вертолетов могут размещаться на взлётной палубе судна одновременно.
Во Франции работы по проекту создания корабля класса "Мистраль" велись с 1997 года. Это стало частью обновления французской концепции ведения десантных операций. На вооружении ВМС Франции в настоящее время находятся два корабля этого класса – Mistral и Tonnerre. Третий, Dixmude, должен быть принят ВМС в эксплуатацию в 2012 году.
Стандартное водоизмещение многоцелевого десантного вертолетоносца класса "Мистраль" -16 тысяч 500 тонн, полное – 21300 тонн, при заполненном доке – 32300 тонн. Длина судна – 199 метров, ширина – 32 метра. Осадка вертолётоносца составляет 6 метров 20 сантиметров. Скорость полного хода – 18,8 узла, а дальность плавания составляет – до 19800 морских миль.
Скорее всего, в первую очередь вертолётоносец класса "Мистраль" получит Тихоокеанский флот России. "Такой корабль нам нужен, на Дальнем Востоке он просто необходим", – ранее сказал начальник Генштаба России Николай Макаров. Он уточнил, что корабли подобного класса нужны в районе Курильской гряды, которую сейчас "вообще нечем защитить". Макаров отметил, что раньше там была армия. И чтобы закрыть образовавшуюся брешь, нужны мобильные средства для того, чтобы в нужное время на Курильские острова можно было быстро доставить десант.