Ливийский диктатор, похоже, намерен идти до конца. Конечно, решимость Каддафи погубить как можно больше своих сограждан перед собственной скорой гибелью – далеко не благо для Ливии. Но в реальности все может быть гораздо хуже, пишет The Economist. Вполне вероятно, что патовая для Запада ситуация в стране позволит полковнику Каддафи успешно восстановить свою власть на востоке. С другой стороны перед Ливией маячит вполне реальная перспектива кровавой гражданской войны и гуманитарной катастрофы.
От пустой риторики о растущей нелегитимности ливийского лидера Запад, наконец, перешел к серьезной дискуссии о том, какую же практическую помощь можно оказать повстанцам. 28 февраля британский премьер Дэвид Кэмерон в обращении к парламенту заявил, что “попросил главу минобороны поработать с союзниками над планами по созданию над Ливией закрытого для военной авиации неба”. На следующий день глава американского министерства обороны Роберт Гейтс предупредил об опасности интервенции еще в одну мусульманскую страну. Гейтс объявил, что послал к Ливии два военных корабля – но исключительно с гуманитарной миссией.
К использованию иностранных сил для смещения полковника Каддафи есть много серьезных противопоказаний – в частности для Америки. Во-первых, интервенцию вряд ли примет с восторгом вся ливийская оппозиция. Во-вторых, точных данных о том, что происходит на ливийской земле настолько мало, что отделить друзей от врагов в случае интервенции будет крайне трудно. У Америки есть и исключительно свои резоны: она не хочет оттягивать силы из Афганистана и вовсе не горит желанием поддерживать имидж страны, сваливающей арабских диктаторов.
Однако закрытие неба над Ливией - мера, безусловно, имеющая под собой разумные основания. ВВС Каддафи - главный козырь в попытке ливийского диктатора удержаться у власти. Вряд ли режим будет использовать бомбардировщики в условиях уличных боев - это не самое лучшее оружие в подобной ситуации. А вот 30 военных вертолетов (Ми-25 и Ми-35), находящиеся в распоряжении армии Каддафи, вполне могут поднятья в воздух.
Следует отметить, что есть еще и транспортная авиация. 23 самолета Ан-26, 25 самолетов Ил-76, и наконец, 15 машин С-130. Есть также транспортные вертолеты: 4 машины Boeing Chinook, и несколько Ми-8 и Ми-17 еще советских времен. Согласно мнениям аналитиков, транспортная авиации – одна из самых действенных частей ливийских ВВС. Способность полковника Каддафи оперативно перебрасывать силы из одного конца довольно большой страны в другой была уже продемонстрирована.
Согласно разведданным, ливийский лидер готовился к сегодняшней ситуации много лет. За исключением хорошо оснащенных ВВС, 50-тысячная ливийская армия никогда не пользовалась доверием режима и содержалась на голодном пайке. Полковник Каддафи и его сыновья создали свою личную армию - 20 тысяч хорошо вооруженных и хорошо обученных бедуинов, преданных их клану, плюс наемники из Чада и Нигера, которым также щедро платили.
Именно натренированные бедуины Каддафи, переброшенные авиацией из Сахары, жестоко подавили выступления оппозиции в Триполи 21 февраля. Спустя несколько дней ВВС также была отведена ключевая роль в плане Каддафи вернуть контроль над городами рядом с Триполи. Еще одна проблема оппозиции: как двинуть свои силы из форпоста в Бенгази на столицу. Это дорога длинной в 1000 километров, на которой силы повстанцев будут уязвимы для ударов с воздуха. В итоге без введения бесполетной зоны восстание против Каддафи вполне может захлебнуться. Однако принятие этой меры – вовсе не гарантия того, что кровопролитие будет остановлено. Так, закрытие неба над Боснией не остановило массового убийства в Сребренице в 1995 году.
Конечно, решив закрыть небо над Ливией, коалиционные ВВС должны будут нейтрализовать – попросту уничтожить - ливийские средства ПВО, которые включают в себя около сотни самолетов МиГ-25 и 15 самолетов Mirage F-1, оснащенных надежными советскими ракетами класса "воздух-воздух" и большим арсеналом ракет класса "земля-воздух" российского производства. Конечно, вряд ли пилоты полковника Каддафи окажутся опытнее иракских, не сбивших за 11 лет ни одного из самолетов коалиции, патрулировавших закрытое воздушное пространство над страной. И все же определенный риск, по мнению экспертов, есть.
В любом случае, перед закрытием неба над Ливией Америка, Британия и Франция с Италией (если присоединятся) должны задать себе пару очень важных вопросов. Вопрос первый: как долго союзники намерены держать под прицелом воздух Ливии, если Каддафи ухитрится пережить этот кризис? Вопрос второй: как далеко намерены зайти союзники с ограничениями? Взять на прицел ливийские дороги, чтобы режим не смог перемещать свои войска по земле? Без санкции ООН все это очень проблематично и неоднозначно. Так что, свалить полковника Каддафи - задача не из легких не только для ливийской оппозиции, но и для ее западных доброжелателей.