Тема:

Шаттл. Последняя миссия 12 лет назад

Последний шаттл

Космический челнок "Атлантис" ушёл в космос с первой попытки. Завершается история американской космической программы Space Shuttle. Старт "Атлантиса", последнего из бывших в строю челноков, подводит итог тридцатилетней эпохе покорения космоса. "Атлантис" стоял на службе НАСА более четверти века.

Стартом "Атлантиса" завершается эпоха американской космической программы Space Shuttle. За тридцать лет задачи многоразовых челноков серьезно изменились – от военной программы "звёздных войн" до мирной программы международного сотрудничества.

"Я думаю, что шаттл – это потрясающее летательное устройство. Более 30 лет он служил нам верой и правдой. С ним легко работать на запусках и приземлениях. Он очень сильно помог нам в исследованиях, в постройке МКС", – говорит о крылатом космическом аппарате заместитель руководителя пуска шаттла Пит Николенко.

"Атлантис", один из 6 построенных в США челноков, стоял на службе НАСА четверть века. Совершил 7 полётов к орбитальному комплексу "Мир", 11 – к Международной космической станции, и даже успел сняться в голливудском блокбастере "Армагеддон".

После завершения последней миссии по доставке на МКС грузов и оборудования, "Атлантис", как и его предшественники шаттлы "Индевор" и "Дискавери", станет музейным экспонатом космического центра имени Кеннеди во Флориде, рядом с местом старта.

Один из самых ярких эпизодов с участием "Атлантиса" – первая в истории пилотируемой космонавтики стыковка челнока с советским орбитальным комплексом "Мир".

Летом 1995 года Николай Бударин вместе с Анатолием Соловьёвым прибыл на станцию "Мир" на шаттле "Атлантис" в составе 71-й американской пилотируемой миссии. Впервые российский космонавт свой первый полёт на орбиту совершил не на "Союзе", а на американском корабле.

"Когда два таких больших объекта в космосе сближаются и стыкуются, то сердце замирает", – вспоминает о своих ощущениях лётчик-космонавт, Герой России Николай Бударин.

Международная космическая станция, сменившая на рубеже веков комплекс "Мир", своим рождением во многом обязана американским челнокам. В мае прошлого года именно "Атлантис" доставил на МКС очередной "кирпичик" российского сегмента, малый исследовательский модуль "Рассвет".

"Во время полёта на станцию "Мир" мы очень многому научились у русских. Не представляю, как бы мы стали строить космическую станцию без тех приобретенных знаний. А когда всё это начиналось, то русские и американцы уже знали, как работать вместе, как наше оборудование функционирует сообща, и даже как мы будем вместе отдыхать", – отмечает астронавт НАСА Майкл Барратт.

Штатный экипаж шаттла – 6 астронавтов. Сегодня экипаж "Атлантиса" сокращён до четырёх человек – запасной корабль при нештатной ситуации на орбите, НАСА прислать не сможет. Вся надежда на российские "Союзы".

"Перед командой STS-135 стоит больше задач, чем перед предыдущей командой, потому что команда состоит только из четырёх человек. В планах есть выход в открытый космос, который будет выполнен двумя космонавтами с космической станции, чтобы помочь экипажу шаттла", – говорит руководитель отряда астронавтов НАСА Пегги Уилсон.

Именно на челноке "Атлантис" совершил в 2002 году свой первый полёт на орбиту российский космонавт Федор Юрчихин. Тогда в экипаже была и Сандра Магнус, которой выпала честь стать одним из главных участников последней миссии шаттла.

"Я бы её назвал великим организатором нашего экипажа. Вообще, "Атлантис" – это легендарный корабль с хорошей судьбой", – говорит о космической подруге и космической крылатой машине Герой России лётчик-космонавт Фёдор Юрчихин.

Кроме Сандры Магнус, в экипаже исторической миссии командир Крис Фергюсон, пилот Дуг Хёрли и специалист Рэкс Уолхейм. Опытные астронавты, за плечами которых по два-три полёта.

"Весь опыт, который мы получили, мы будем использовать, чтобы вернуться к освоению Луны, отправиться на Марс. Мы многому научились на шаттле – работать в космосе, проводить эксперименты. Полёты шаттла очень дорогие. Теперь мы сосредоточим средства на решение новых задач", – заверяет астронавт НАСА Кэтрин Колман.

В ближайшие три года Россия будет единственной страной, выполняющей пилотируемые полёты на МКС. Однако, ни в НАСА, ни в Роскосмосе не исключают – будущие космические экспедиции к Луне или Марсу могут быть совместными.

"Все прекрасно понимают, что идти в одиночку будет очень тяжело. Да и вообще, если такая аналогия уместна – по дороге идти легче в компании. Не потому что это веселее, а потому что это легче, проще и эффективнее", – уверен статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов.

Эпоха многоразовых космических кораблей завершена. Шаттлы были слишком дорогими кораблями даже для богатой Америки. И ещё они оказались не очень надежными. Несколько лет относительного затишья в Америке посвятят разработкам новых кораблей и ракет-носителей. Чтобы не отстать, России надо открывать новую страницу своей космической истории – с новыми кораблями и новыми целями.