Премьер провёл тест-драйв новой машины. Это "Лада Гранта", серийное производство которой планируется начать в октябре. Автомобиль должен стать самым бюджетным в Европе – его цена составит порядка 250 тысяч рублей.
Владимир Путин обошёл "Ладу Гранту" снаружи, осмотрел салон и сел на водительское место. Однако завести двигатель сразу не смог. Как пояснил потом премьер журналистам, он не знал, что в этой модели предусмотрена электронная педаль газа. Разобравшись с новинкой, Путин сделал пробный круг по экспериментальному треку и на новой машине поехал на встречу с рабочими.
И сегодня же в Тольятти открылся съезд Союза машиностроителей. На нём глава правительства заявил, что в стране должна действовать полная технологическая цепочка по производству современного оборудования. Государство выделяет серьёзные средства для поддержки машиностроения.
В России должен осуществляться полный цикл производства
"Для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска серийной продукции", – сказал премьер.
"В некоторых странах, которые увлекаются переносом производства в другие регионы мира, там, где вроде как бы подешевле на сегодняшний день производить единицу продукции, всё-таки сталкиваются с реальной угрозой ослабления своих позиций на мировых рынках, – отметил Владимир Путин. – И наоборот: государства, которые ещё совсем недавно не могли похвастаться богатыми традициями в том же машиностроении, сегодня осваивают производство самых сложных образцов и видов оборудования, включая системы вооружения".
Государство стимулирует машиностроение
За два года государство профинансировало машиностроение более чем на 400 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств была направлена на поддержку автомобилестроения. На приобретение автомобилей и коммунальной техники для нужд федеральных, региональных, муниципальных органов власти в 2009-2010 годах было направлено 65 миллиардов рублей. "Более 13 миллиардов рублей было направлено на программу утилизации автомобилей и льготного кредитования", – добавил Путин.
Ещё 1,5 миллиарда рублей было выделено на субсидирование железнодорожных перевозок автомобилей на Дальний Восток. А сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы автопроизводителям с Дальнего Востока, чтобы обеспечить им доступ на рынок европейской части России.
Запускается программа по обновлению парка сельхозтехники. Первоначально выделим на неё 3,5 миллиарда рублей.
Гособоронзаказ может вытянуть 100-процентный аванс
Тема гособоронзаказа также была затронута премьером. Он пообещал, что вскоре правительство рассмотрит вопрос о возможности 100-процентной предоплаты заказанных видов вооружений и военной техники.
Владимир Путин подчеркнул, что в апреле принято решение применить схему утилизации при обновлении грузового парка Вооруженных сил России. "За счёт этого наши производители получат дополнительные заказы на 6 тысяч грузовиков – 4 тысячи на "КамАЗ" и 2 тысячи на "Урал", – отметил Путин.
Глава российского кабинета министров поставил перед отечественными оборонными предприятиями задачу повысить рентабельность минимум до 15%. При этом в 2010 году рентабельность некоторых оборонных предприятий была снижена до 2-3%, что недопустимо.
Путин: деиндустриализации России не будет
Он предупредил об опасности проведения политики деиндустриализации. "Мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке, – призвал Путин. – Может быть, в первую очередь это необходимо в машиностроительной отрасли, где рынок оценивается в десятки триллионов рублей".
Владимир Путин заявил о том, что Россия не намерена выдавливать с внутреннего рынка иностранных производителей. Но предупредил, что иностранные компании в России не должны пользоваться незаслуженными преференциями. Льготы по налогам и таможенным пошлинам должны сохраняться только на те уникальные виды машиностроительной продукции, которые не планируется в ближайшее время производить внутри страны.
"Конечно, необходимо играть заметную, желательно, конечно, ведущую роль на глобальных рынках товаров и услуг, – убежден премьер. – Для решения этой задачи недостаточно только укрепить производственную и научную базу, необходимо усиливать и кадровый потенциал, настраивать систему профессионального образования".
Уже понятно, отметил глава российского правительства, что успешное существование образовательных, инжиниринговых, научных центров в отрыве от производственной базы – это иллюзорная будущность, иллюзия на самом деле.
Государство активно проводит консолидацию ключевых активов машиностроительной отрасли. "Но это не является окончательной целью, – заверил премьер. – Хотим провести ревизию, собрать все активы, структурировать, а потом вывести на рынок. Но, естественно, по другой стоимости".
В России должна создаваться половина добавленной стоимости продукции
Глава правительства поставил задачу в ближайшее десятилетие поднять долю высокотехнологичной продукции в объеме производства с сегодняшних 12 до 25-30%.
Минпромторгу дано поручение подготовить анализ по перечню технологий, необходимых для всех секторов машиностроения. Премьер убеждён, что надо продумать возможность освоения, локализации и последовательного импортозамещения новейших технологий с использованием мер господдержки.
"К 2020 году на совместных машиностроительных предприятиях, работающих в России, должно создаваться не менее половины добавленной стоимости", – потребовал Путин.
Россия будет наращивать ВВП
"В ближайшее десятилетие по объёму ВВП Россия должна войти в число пяти ведущих экономик, – напомнил председатель правительства. – Конечно, речь идёт не о гонке за процентами, а о качественном развитии, построенном на инновациях, на росте эффективности в традиционной индустрии и в так называемых новых отраслях".
Кроме того, Путин высоко оценил действия Центробанка по аккуратному регулированию курса рубля.
Магистральный курс – перевооружение промышленности
Владимир Путин напомнил о том, что в 2011 году Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций сможет застраховать кредиты в объёме до 1 миллиарда долларов. А уже к 2013 году планируется обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств на общую сумму более 14 миллиардов долларов.
И при перевооружении промышленности современным оборудованием основную роль должно играть станкостроение.
Производство станков – фондообразующая отрасль, которая обеспечивает технологическим оборудованием все стратегические сферы машиностроения и ОПК. Федеральная целевая программа по развитию отечественного станкостроения до 2016 года будет принята в ближайшее время. Премьер уточнил, что на финансирование НИОКР по разработке новых видов станочного оборудования в текущем году будет направлено более 1 миллиарда рублей.
Кроме того, порядка 200 миллиардов рублей в год будет направляться на проведение НИОКР в рамках госпрограммы вооружений 2011-2020 годов.
Для комфортной и стабильной работы машиностроительных предприятий страны правительство России склоняется к идее ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий на уровне 5-6%. Но решение об этом пока не принято. Как пояснил Владимир Путин, решение должно учитывать интересы и потребителей, и промышленности, и самих инфраструктурных компаний.
"Мы должны на ясном глазу такие решения принимать: те же железнодорожные перевозки надо обеспечить ремонтом, заказом новых вагонов и электровозов и тепловозов, потому что сегодняшней подвижной состав нуждается в замене. Допустим, те же транспортники либо энергетики говорят, что если вы ограничите только ростом тарифов по инфляции, у нас не будет денег, чтобы заказать подвижной состав, дополнительные рельсы и так далее. А это значит по всей экономической цепочке могут возникнуть определенные сбои", – пояснил Путин.