Окончание эпохи запуска пилотируемых шаттлов – грустное событие даже для тех американцев, жизнь которых никак не связана с космической отраслью. НАСА спешит успокоить тех, кто пристально следит за ее деятельностью, что космические исследования, проводимые американскими учеными, с запуском "Атлантиса" вовсе не закончатся.
Попрощавшись с "Атлантисом", сотрудники НАСА приступят к разработке космического корабля в виде капсулы, который позволит отправить четырех астронавтов в 22-месячную экспедицию на Марс. Кроме того, в планы ученых входит проектирование суперсовременных самолетов, годичная экспедиция корабля "Рассвет" к астероиду Верса, организация при поддержке частных компаний платных экскурсий в космос и другие головокружительные планы, каждый из которых достоин отдельного фантастического фильма.
Однако многие журналисты не склонны разделять энтузиазма сотрудников НАСА. Как пишет New York Times, за 30 лет космических исследований люди так и не смогли ощутимо приблизиться к звездам, а нынешнее закрытие космической программы и вовсе означает капитуляцию ученых перед космосом. Еще в 1981 году у нас были планы, а главное, финансовые возможности, сделать полеты в космос таким же обычным делом, как авиаперелеты, считают журналисты, но момент был упущен, проектирование шаттлов оказалось гораздо дороже, чем мы думали, и вот результат – в пятницу "Атлантис" отправится к МКС в последний раз. Все, чего мы добились – это возможность кружить по орбите сколько вздумается и проводить скучные научные эксперименты, результаты которых не привнесли в науку ничего революционного.
Журналисты New York Times с грустью вспоминают недавнее решение правительства США об урезании бюджета НАСА, которое повлекло за собой завершение работ по одному из главных проектов Агентства – космического телескопа "Джеймс Уэбб". Проект, на который уже было потрачено 3 миллиарда долларов, свернули, так как выяснилось, что он обойдется государству на 1,5 миллиарда долларов дороже, чем предполагалось.
Власти урезали финансирование НАСА на 9% несмотря на то, что президент США Барак Обама протестовал против этого решения, предлагая, напротив, улучшить финансирование космической программы. Мы не можем винить в этом ни НАСА, ни президента, пишет New York Times, ученые делают то, что им говорит Обама, а глава государства не распоряжается деньгами – этим ведает Конгресс. А Конгресс считает, что освоение космоса в прежних темпах – убыточно.
С мнением журналистов New York Times солидарны их коллеги из Wall Street Journal, которые пишут, что россиянам удалось выиграть у американцев многолетнюю космическую гонку. Став монополистами в космосе, российское правительство может в несколько раз увеличить стоимость пользования космическими кораблями "Союз", которые окажутся единственными шаттлами, летающими к МКС. У США не будет иного выхода, кроме как согласиться на эти максимально невыгодные условия, пишет Wall Street Journal. На данный момент, считают журналисты, единственный выход для НАСА – это разработка (при поддержке частных компаний) услуги космических такси, которая будет рассчитана на состоятельных граждан. Стоимость экскурсии на земную орбиту, по прогнозам экспертов, составит около 20 миллионов долларов.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны, напоминает WSJ, в декабре 2010 года компания Space Exploration запустила в космос капсулу "Дрэгон", которая облетела планету за 3 часа на скорости 27 тысяч километров в час и успешно приземлилась в Тихом океане. Реализовать программу коммерческих полетов в космос НАСА планирует к 2016 году.
Но кто будет разрабатывать новую программу? Жители расположенного близ космодрома города Титусвиль, большая часть которых работает в космической отрасли, пребывают в панике – после сокращения финансирования НАСА им всем грозит увольнение, сообщает сайт телеканала NTDTV. Без работы в скором времени могут остаться до 7 000 человек. По словам мэра города Марсии Гэдке, жители Титусвиля, выросшего вокруг космодрома, до последнего момента не верили, что урезание финансирования космических исследований будет настолько глобальным. "В пятницу завершится не только многолетняя космическая программа НАТО, настанет конец нашей прежней жизни", – заявила мэр Титусвиля.
Владелец одной из местных кофеен Джо Хеннис удивляется наплевательскому отношению властей к экономике штата. Космический центр Джона Кеннеди, где пока еще работает большинство жителей Титусвиля, является одной из главных достопримечательностей Флориды. Туристы приносили значительные доходы и Центру, и Титусвилю, и всему штату.
"Не удивляйтесь, если через месяц город, который раньше называли Космическим городком, прозовут городом-призраком. Люди ежедневно толпами покидают Титусвиль, а многие не могут уехать, так как недвижимость здесь больше ничего не стоит. Люди не знают, что им делать дальше", – рассказал Хеннис.
Собираются ли власти решать вопрос о трудоустройстве жителей Космического города, пока неизвестно, пишет Associated Press. По всей видимости, нам ничего не остается, как ждать 2016 года. Такое ощущение, что представители НАСА изменили собственным принципам – всегда иметь запасной план, считает АР.