"Ну, что сегодня к ужину?" – интересуются космонавты на Международной космической станции.
Космонавты открыли пакетики с едой и настроение улучшилось: на орбите прием пищи – это одна из немногих радостей. Кроме получения необходимых калорий, завтрак, обед или ужин у космонавтов – еще и сеанс психологической разгрузки.
"Космическая еда – это очень вкусно", – оценивает космическую пищу астронавт НАСА Майкл Барратт.
"Еда очень важна для космонавтов, находящихся на орбите, особенно психологически, – поддерживает его специалист лаборатории еды НАСА Даниэла Нейборс. – Ведь иногда хочется открыть шкаф и посмотреть: что же можно такого съесть, как дома. Это приносит много радости – находить там что-то новое".
Чтобы подсластить горькую космическую пилюлю, в России и Соединенных Штатах трудятся целые отделы ученых. Производство еды для обитателей МКС поставлено на поток. По сложной технологии продукты сублимируют, обрабатывают термически и упаковывают в пластик или банки. В знаменитых тюбиках для космонавтов сейчас выпускают только соусы и джемы.
"10 граммов сахара, 2 грамма чая, потом эти пакеты сваривают в вакуум-сварочном агрегате, отсасывается воздух и пакет заваривается", – поясняет, как проходит технологический процесс по производству космической пищи, директор НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, главный конструктор космического питания Виктор Добровольский.
Из сотен наименований блюд перед полетом экипажи выбирают те, которые больше по вкусу.
"Коктейль из креветок до сих пор остается одним из самых любимых продуктов. Тортильи очень популярны на орбите, ведь используются вместо хлеба. Прямо в них можно добавить что угодно – ореховое масло с джемом, яичницу с сосисками и многое другое", – отмечает космический повар Даниэла Нейборс.
Российский хлеб – настоящие батоны и буханки, только в миниатюре. Хранятся до 15 месяцев.
"Этот хлеб называется "хлеб на один укус", чтобы крошек не было. Поэтому космонавт берет каждую буханочку в рот и разжевывает. И космонавт рад, и крошек нет", – подчеркивает главный специалист завода Татьяна Гаврюшенко.
Творог с орехами – чисто российский продукт. Вместе с традиционными борщом и рассольником они на первых местах предпочтения в рейтинге обитателей МКС. Американские астронавты выменивают на них свои продукты.
"Единственное отличие в том, что они применяют ионизационно-облучаемые продукты, стерилизуют облучением. Мы даем соки только натуральные, они дают и растворимые напитки, коктейли, сахарозаменители, мы – только сахар натуральный", – говорит о разнице в космических кулинарных технологиях между США и Россией Виктор Добровольский.
Хотя на каждый день рацион заранее расписан по 16-дневному циклу, экипаж вправе выбирать блюда к столу, главное – восполнить потерю калорий.
"Калорийность в 2 тысячи калорий достаточна для того, чтобы покрыть энергозатраты. А потом еще и бонусы есть. Если кто-то очень уж прожорлив, то он может поменяться с коллегой", – рассказывает о маленьких секретах любителей полакомиться в космосе старший научный сотрудник отдела космического питания Валентина Колесникова.
Так уж повелось, калорий в российской космической пище побольше, чем в американской.
"Русские продукты хорошие. Космонавты говорят, что русская еда очень сытная и даже жирная – открываешь банку, это сразу видно, и быстро наедаешься. Это не вредная пища, просто по составу она отличается от нашей. И она вкусная", – констатирует Даниэла Нейборс.
"Вот открываем наш шкаф и достаем контейнер", – показывают процесс приготовления обеда российские космонавты на МКС.
Потом надо вскрыть пакет и просто добавить воды.
"Здесь у нас находится кран с горячей водой. Нажимаем кнопку", – показывает весть процесс от "А" до "Я" российский космонавт.
Через несколько минут десерт готов.
"Очень вкусно и полезно", – уплетают за обе щеки полученный продукт космонавты.