12 января столичная бюрократия проявила похвальное благоразумие. На заседании правительства Москвы под председательством Владимира Ресина (Юрий Лужков сейчас на отдыхе) чиновники завернули на доработку законопроект "О размещении автомототранспортных средств в Москве".
Основные нарекания вызвала статья №8 документа, где говорилось, что "автомобили должны размещаться не хаотично, а организованно".
Борьба с хаосом - дело важное, однако суть борьбы с хаосом раскрывалась в пояснительной записке к законопроекту, подписанной начальником управления гаражного строительства и освоения подземного пространства Москвы Виталием Крючковым.
"Не допускается размещение транспортных средств на внутридворовых территориях вне специально оборудованных мест", - говорилось в документе.
Иначе говоря, предполагалось отменить сложившуюся десятилетиями и худо-бедно как-то действующую саморегулирующуюся систему, при которой с грехом пополам можно оставить свою машину у своего подъезда. В законопроекте это предлагалось запретить, а для совсем полного простодушия инициатором запрета выступал начальник управления гаражного строительства, ответственный за программу "Народный гараж" товарищ Крючков.
Резоны строителей "Народного гаража" понятны: сегодня эта программа буксует, и в первую очередь по соотношению "цена - качество". Не всякий готов заплатить 350 тысяч рублей за народное машино-место. Кроме того, что цена за крохотную ячейку весьма высока, нужно учесть, что при этом еще и уничтожается одно из главных удобств автомобиля, которое позволяет мириться с его недостатками, а именно - его приподъездная доступность. Одно дело - вышел и поехал, другое дело - во всякое время и в любую погоду идти 20 минут, если не больше, до этого самого народного гаража. При такой потере времени и прочих неудобствах проще вообще на метро ездить, не припухая в пробках и не тратя 350 тысяч руб. на "Народный гараж". Тем более что есть проблемы и с ликвидностью этих народных гаражей. При изменившихся жизненных обстоятельствах, делающих машино-место ненужным (заболел, умер, лишили прав, сменил место жительства) выручить обратно свои деньги не так просто. Устойчивого спроса нет, когда продашь и по какой цене, никто не может сказать.
Естественно, что возникает желание решить проблему с простотой колумбова яйца. Строители "Народного гаража" законодательно запрещают парковаться везде, кроме как у них. У подъезда машину оставить нельзя, на улице тоже нельзя. Владелец поскрежещет и, скрепя сердце, пойдет покупать себе машино-место. Столичный стройкомплекс опять будет с заработком.
Все хорошо, но не учли одного обстоятельства - возможных социальных последствий.
Данный закон никак не затрагивает верхние классы. Тому, кто ездит с персональным водителем, этот закон без разницы, потому что водитель паркует машину где-то в другом месте, чаще всего в гараже. Начальников, живущих на подмосковных дачах, этот закон также не касается, равно как и тех начальников, которые живут в закрытых элитных жилых комплексах с заборами, охраной и парковкой.
Закон затрагивает исключительно средние и нижние классы, которые на Рублевке не живут и персональных водителей не имеют. При этом численность этих средних и нижних классов, которые при всем при том имеют машину, довольно велика - порядка половины московских семей. Именно им разработчики закона предложили выметаться со своими машинами из дворов неведомо куда. При этом выметать должны милиционеры, которые принадлежат к тем же классам и паркуют свои личные автомобили в тех же дворах и на тех же правах.
Законопроект, крайне озлобляющий половину столичного населения - сильный вклад в дело поддержания стабильности. Разработчики закона думали кто о личной выгоде, кто о регулярной красоте, но, благодарение богу, нашлись матерые бюрократы, которым пришла в голову мысль, что за спровоцированное новым законом массовое неповиновение (если не массовые беспорядки) их по голове не погладят. После чего проект завернули.