Владимир Путин дал распоряжение прогнать с работы чиновников, которые не добились удешевления крупных строек. Составить поименный список должен вице-премьер Дмитрий Козак. По словам Путина, несмотря на бюджетный дефицит, государство выделяет большие средства на подготовку к саммиту АТЭС, к универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи. Тот, кто занимается разбазариванием этих денег, не должен больше за них отвечать. Между тем, строители заверяют, что они золотых гор не видели. А эксперты советуют государству тщательнее проверять сметы. Подробности - у корреспондента радио "Вести ФМ" Екатерины Некрасовой.
О необходимости навести порядок с ценами в строительном секторе говорят часто. Например, несколько месяцев назад Дмитрий Медведев возмущался тем, что километр трассы в одном регионе России обходится казне в 40 раз дороже, чем в другом. Теперь Владимир Путин обратил внимание на дороговизну государственных строек. Меняй – не меняй принципы ценообразования, цифры в сметах словно живут своей жизнью вместе с теми, кто, невзирая на распоряжения, их завышает. Глава правительства попытался добиться объяснений у вице-премьера, курирующего строительный комплекс, Дмитрия Козака.
Путин: Результат обратный ожидаемому. Цены выросли, в том числе при строительстве мостов, капитальных сооружений. Дмитрий Николаевич, что происходит?
Козак: Некоторые сметные нормативы на выполнение отдельных элементов строительных работ без внедрения новой технологии привели к увеличению их стоимости. И на заседании коллегии Министерства регионального развития министру было поручено немедленно провести проверку всех этих сметных нормативов и принять необходимое решение.
Трудно сказать, удовлетворил ли премьера такой ответ, но вот некоторых чиновников вряд ли удовлетворит реакция самого Путина.
Путин: Я вас прошу добиться того, чтобы принципы ценообразования приводили не к повышению, а к снижению стоимости и к сокращению бюджетных расходов. Да и вообще, мы не можем разбазаривать государственные деньги. Что это такое? А должностные лица, которые подобным образом исполняют решения правительства РФ, должны быть немедленно освобождены от занимаемой должности.
Между тем, руководители строительной отрасли даже не думают оправдываться. Например, председатель Российской ассоциации строителей Николай Кошман считает, что это государству как заказчику надо тщательней проверять сметы подрядчиков.
Кошман: Вопросы бюджета должны находиться под строжайшим контролем правительства, нормативная база, которая выпускается там ГУПом или каким-то другим органом, она должна подвергаться очень жесткой экспертизе и в лучшем случае, чтобы это было не государственная экспертиза, тогда, я думаю, было бы все нормально.
Но нередко бывает, что смета изначально не завышена, а занижена, а результат тот же самый. На эту проблему обращает внимание советник президента Российского союза строителей Михаил Куликов. По его мнению, надо менять правила проведения тендеров.
Куликов: Есть проблемы с организацией тендеров, то есть этот пресловутый 94-й федеральный закон, когда строительные фирмы выигрывают тендер на строительство того или иного объекта за счет того, что предлагают самую маленькую цену, а цена совершенно необоснованна. А потом, когда они выиграли, начинается игра в то, что за такие деньги построить нельзя, появляется недострой или заказчику приходиться раскошеливаться и платить дороже.
Компания "КАМГЭСЭнергострой" готовит сейчас 3 объекта к казанской универсиаде, в том числе дворец единоборств. Там подтвердили – львиную долю итоговой стоимости съедают материалы. Работа, заверяют строители, оплачивается по минимуму.
Представитель компании: Мы так не видим, чтобы мы прямо завысили стоимость объекта и что именно из-за нас, строителей, она стала высокая. У нас все-таки удельный вес материальных ресурсов поставки материалов занимают от 60 до70%, а на фонд оплаты труда, затраты на эксплуатацию машин значительно ниже, чем у зарубежных компаний. Зарплата не меняется у нас в Татарстане уже два года – 14 тысяч.
Строители заверяют – они и сами за то, чтобы крупные объекты не были такими дорогими, и не сомневаются после жестких слов премьера – оптимизация себестоимости непременно начнется. Только опасаются, что может получиться как всегда – начнут ее с урезания зарплат, а не с наведения порядка.