В Мексиканском заливе возобновись работы по откачке нефти. Они были прерваны пятницу по техническим причинам. Экологи говорят, что, несмотря на все усилия, к июлю нефтяное пятно достигнет Карибского бассейна, а концу лета европейских берегов по другую сторону Атлантического океана. О том, какими последствиями это может грозить мировому океану, в эфире "Утра России" рассуждали главный научный сотрудник Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Станислав Патин и председатель комиссии Общественной палаты по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенев.
"Каждый разлив нефти уникален, рассказывает Станислав Патин. – Не бывает двух одинаковых разливов. Все зависит от данной конкретной ситуации. Тем не менее, какие-то общие закономерности и последствия, которые можно ожидать – и экономически, и экологические – в общем-то, известны".
По словам ученого, в 1979 году происходил такой же выброс нефти из скважины – правда, на глубине 30 метров. Всего вылилось около 500 тысяч тонн нефти. Каких-то необратимых последствий в связи с этим нет. Даже массовой гибели организмов не было.
"Что касается, ущербов для экосистемы, для морских организмов, то нефть как более легкая, чем вода субстанция, плавает на поверхности, – отмечает Патин. – Все организмы, которые обитают в толще воды – рыбы, планктон – вне зоны воздействия. И только в районах соприкосновения нефти с берегом могут быть какие-то потери. Но они, как правило, носят локальный, ограниченный и обратимый характер, что показывают все известные до сих пор прецеденты".
"На мой взгляд, здесь в первую очередь речь идет об эколого-экономических обстоятельствах, – заявляет в свою очередь Владимир Гутенев. – Те подходы, которые осуществлялись к новым альтернативным источникам энергии будут пытаться доминировать. Вне всякого сомнения, стоит предположить, что карта опасности шельфовой нефтедобычи будет разыгрываться".
Можно предположить, что рядом компаний, которые заинтересованы в развитии альтернативных источников энергии, будет высказано предложение ограничить добычу на шельфовых месторождениях, что сейчас и происходит в США, добавил член Общественной палаты.
"Очень надеюсь, что Россия не будет брать на себя каких-то избыточных обязательств по шельфовым освоениям. Очень надеюсь, что Россия будет использовать те новые наработки, которые у нас есть. Это биотехнологии производства биобутанолов из непищевого растительного сырья. Это позволит нашей экономике утилизировать огромные запасы целлюлозы, которые наносят существенный ущерб экологии нашей страны. В принципе, эта технология настолько пионерская, что позволит нашей стране занять доминирующие позиции в производстве биотоплива", – заключил Гутенев.