В Санкт-Петербурге завершился международный экономический форум. Инновации на нем обсуждали главы крупнейших мировых компаний, российские предприниматели и чиновники, а также Дмитрий Медведев и Николя Саркози.
Это затейливое здание – из стекла и бетона, павильон номер семь. Внутри – неизменно инновации. Выставка, что важно, именно российских изобретений – обязательно гвоздь программы. Но когда разговор о Сколкове, здесь не просто людно – столпотворение.
Когда к стенду, который так и называется – "инногород", подходит Медведев, в палату республиканской больницы в Татарстане, что на экране, привозят пациента. Режим реального времени. По замыслу разработчиков, "телемедицина" – для крошечных деревень, где вместо больниц медпункты. Диагноз больному можно поставить на расстоянии – высококлассный врач консультирует из любой точки мира.
А на другом экране – не построенный, но спроектированный район. В Сочи. Здесь уже понятно, где и какие гостиницы, банки и магазины. Невероятные детали. И главное: можно грамотно распорядиться землей. Так в России еще не строили.
А так в России еще никогда не получали кредиты. Мини-офис – и тридцать сложнейших операций. Банкомат смотрит на человека и определяет, ему ли принадлежат документы. Почти фантастика: одна умная машина заменяет пятьдесят три банковских сотрудника.
В том, что Россия готова к инновациям, кажется, нет сомнений. Медведев идет на выставку специально еще до начала комиссии по модернизации. Чтобы как потом выразился впечатлиться. Но модернизация, конечно, не ради модернизации как таковой. Есть вполне конкретный практический смысл.
"Мы должны сделать все, чтобы люди хотели оставаться в той стране, где они получили образование ,- заявил Медведев. – Ведь уезжают обычно не только из-за денег, во всяком случае в последнее время вот даже мои контакты показывают, что большинство талантливых людей, которые уехали в другие страны, говорят: нас в принципе устраивает зарплата, она уже сопоставимая с европейской или с американской. И перспективы вроде бы неплохие, но проблема в
том, что для наших научных изысканий очень тяжелые условия, потому что зарплату платят, а вот для того, чтобы заказать лабораторное оборудование, получить необходимые агрегаты, механизмы, компьютерную технику, еще что-то для проведения экспериментов, собственно для научного творчества, нужны месяцы, а иногда годы. В то время, как за границей для этого достаточно просто набрать в компьютере необходимый набор позиций, и через два-три дня тебе все это привезут. Вот в чем проблема сейчас".
Чтобы проблем больше не было, Медведев заявляет: попечительский совет Сколкова – главного российского инновационного проекта – возглавит лично. Впереди изменения в законе – то, что Россия делает впервые, получит господдержку даже на уровне налоговых сборов. И это, конечно, не мелочь. Бизнес чутко следит за этими новостями.
"Конечно же, накладывает отпечаток общего скептицизма по поводу России, что Россия – страна со своими и изъянами, родимыми пятнами прошлого, в ней невозможно создать среду свободного предпринимательства, особенно в научной сфере. Это не так. Россия сегодня другая", уверен Виктор Вексельберг.
"В нашей стране и в нашей ментальности пока народ, в том числе "бизнеснарод", не видит каких-то очевидных, видимых, бесспорных преимуществ, и конечно же, первых результатов. Пока это наглядно не появится, будет скепсис, будет неверие, будет отторжение. Поэтому я считаю, что это правильно. Уникальная льгота – налоговая, таможенная и так далее", – уверен Чубайс.
И проявляется это даже в деталях. Девушки у инновационных стендов, как водится модельной внешности, но не просто модели – в этот раз лучшие из лучших. Эти работают в банке, другие – в Газпроме. Прошли особый конкурс – в специальности им равных нет. О том, что равных в некоторых областях нет и России, звучит в кулуарах. "Россия – гарант энергетической безопасности Европы и мира", – заявил вице-премьер Игорь Сечин.
Наука – это, как теперь принято говорить, превращение денег в знания. А инновации – превращение знаний в деньги. Оттого даже dreamliner Боинга – это не как раньше: титановые детали из России. Россия – полноценный партнер.
"Россия стала второй после Индии страной по партнерству в области информационных технологий, причем информационные технологии, которые мы разрабатываем или покупаем в России, они принципиально отличаются от того, что мы делаем в Индии, потому что у них очень большой интеллектуальный контент", – говорит президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко.
И уже нет сомнений: 380 гектаров в Сколкове не будут пустовать. Иностранный бизнес не скрывает интерес. А Россия не скрывает, что готова учиться. Оттого сопредседатель центра инноваций Сколково- опытнейший Крейг Барретт. Заседание комиссии по модернизации России тоже слушают иностранцы.
"Я слушал выступление наше и их перевод на английский язык, и понял, что наверное некоторые наши эквиваленты не вполне могут быть понятны нашим иностранным партнерам, – извинился Дмитрий Медведев. – Мы просим дать поручения президенту и отразить это в протокольном решении. Вы не пугайтесь, у нас не все так забюрократизировано. Но есть некие традиции, которые действительно над нами иногда довлеют".
Директор курчатовского института Михаил Ковальчук – теперь он в составе совета управления Сколкова – как никто другой знает: Россия – на гребне науки. Многие разработки- совместные, но реализуют их, что обидно, заграницей. "Теперь начинается новый процесс. Мы впервые подписали соглашение с итальянцами о создании установки на территории, международного пользования, но на территории Российской Федерации. Мы начинаем возрождать то, в чем мы всегда были первыми. И этому способствовали указы президента, решение комиссии по модернизации", – говорит он.
А еще на комиссии министр Набиуллина говорила о дополнительных госкредитах для ядерной энергетики. Министр Лавров предлагает: при российских посольствах должны работать атташе по науке и технологиям. И когда государство вникает в такие детали: понятно, модернизация – началась.
Экономический форум, конечно, традиция. Но этот, четырнадцатый по счету – для России все же проверка. Невероятное количество иностранцев. И люди- какие: главы крупнейших корпораций. Приехали не просто посмотреть – присмотреться. И крупный план, оказалось, Россия держит.