63-й Международный кинофестиваль в Каннах – в самом разгаре. Его с нетерпением ждали не только режиссеры и зрители, но и те, для кого кино – это бизнес. Ведь в рамках фестиваля действует крупнейший мировой кинорынок, на котором формируется репертуар кинопроката многих стран на год. Работает там и российский павильон, цель которого продвижение российской киноиндустрии на международном рынке.
Эта часть каннского кинорынка больше всего похожа на торговые ряды: вдоль берега раскинулся целый город из белых шатров. Это павильоны уже не отдельных компаний, а целых стран, каждая из которых продвигает продукцию своего национального кинопрома. Здесь устраиваются презентации, встречи, переговоры, по итогам которых, если повезёт, заключаются договоры – фильмы продаются за рубеж. И над одним из этих шатров развевается, конечно же, российский флаг.
Больше всего российской продукцией интересуются зарубежные телеканалы и видеопрокатчики – в кинопрокате за рубежом наши картины по-прежнему практически не работают. Самые частые гости в русском павильоне азиаты – китайцы и японцы. Закупщики из США почти не заходят. Большинство европейских контрактов подписывается с французами, немцами, испанцами и итальянцами. Игроки в Восточной Европе сильнее стеснены в средствах, их рынки не так развиты, они разборчивее в своих тратах и приобретают права только на высоколиквидный западный продукт. Тем не менее, заходят сюда и они.
"Спрос на русское кино растет. Это говорят и наши коллеги, партнёры, и сами покупатели. Русское кино заметно выросло за последние годы, уровень производства (так называемый production value) стал намного выше. Единственное, что, конечно, помешал кризис и обвал на DVD-рынке, потому что упали цены очень сильно. На тех же азиатских территориях, которые очень хорошо платили когда-то, сейчас уже таких сумм и близко даже не платят. Но тем не менее, спрос растёт, и я могу судить по другим рынкам и по прошлому году, с каждым разом встреч у нас всё больше и больше", – рассказал директор международного отдела ОАО "Внешнеторговая компания "Совэкспортфильм" Николай Геворкян.
Наиболее востребованные жанры русского каталога Канн – экшен, в котором наши фильммейкеры в последнее время здорово поднаторели, триллеры и эпические картины. Хуже всего продаются комедии и мелодрамы.
По словам Николая Геворкяна, активнее всего иностранные покупатели спрашивают молодёжный кибер-боевик Павла Санаева "На игре", две части которого при совокупном бюджете в 7,5 миллиона долларов собрали в российском кинопрокате всего 6 миллионов долларов.
Интересуются и триллером Екатерины Гроховской "Цветок дьявола". Картина с бюджетом в 5 миллионов долларов выйдет на широкие экраны в сентябре.
С высокими амбициями приехали в Канны и создатели компьютеризированной новогодней 3D-сказки "Волшебный кубок Роррима Бо". Бюджет у фильма 6 миллионов долларов, а зарубежных прав рассчитывают продать на 1,5 миллиона долларов. Незавершенный ещё фильм хотят включить в свой пакет сразу несколько покупателей. Китайцы, например, не глядя, предложили за картину 150 тысяч долларов, но продюсеры уверены, что заявки ещё будут, и цену объявлять не торопятся.