Паоло Джордано переписал "Одиночество простых чисел" для кинематографа. Реплика Антона Долина

Сегодня главным событием станет показ фильма "Одиночество простых чисел". Фильм стал экранизацией одноименного романа молодого итальянского физика Паоло Джордано, вышедшего в свет в 2008 году и разошедшегося тиражом более 1 миллиона экземпляров.

Переместимся в Италию, где продолжается 67 Венецианский кинофестиваль. Сегодня главным событием станет показ фильма "Одиночество простых чисел". Фильм стал экранизацией одноименного романа молодого итальянского физика Паоло Джордано, вышедшего в свет в 2008 году и разошедшегося тиражом более 1 миллиона экземпляров. Дебютный роман молодого писателя сразу же стал общеевропейским бестселлером. Роман уже переведен на 40 языков, в том числе и русский. О том, каким получился фильм, радио "Вести ФМ" узнало у своего кинообозревателя Антона Долина.

"Вести ФМ": Антон, здравствуйте. Итак, фильм "Одиночество простых чисел" получился настолько же ярким, как и его литературный оригинал?

Долин: На мой взгляд, он получился очень ярким. Я должен признаться в ужасном, я не читал роман. О том, что это экранизация бестселлера, я узнал только, приехав в Венецию, где добыть текст не было уже никакой возможности. Здесь, где большая часть журналистов – итальянцы, почти все знают его наизусть. И поэтому на первом показе для прессы фильм освистали совершенно безжалостно.

Я поговорил немножко с коллегами и понял, что причина в том, что молодой режиссер Саверио Костанзо абсолютно переписал все, что есть в книге, во имя того, чтобы это было не словесное зрелище, а визуальное. Это кино полное странных, труднообъяснимых, но очень живописных образов. Очевидно, той математической концепции, которая, как я понимаю, лежит в основе прозы Паоло Джордано, тут нет. Единственная запятая в том, что Паоло Джордано – тот самый молодой туринский математик и физик, который написал этот супербестселлер, он принимал непосредственное участие в работе над фильмом, писал сценарий, переписывал свою книжку специально для картины.

Мне кажется, что кино получилось в отличие от многих экранизаций, которые делают книгу более примитивной, более простой, оставляя только событийный ряд и убирая какие-то игры языка, игры разума, наоборот, фильм этот получился довольно авангардным, необычным для теперешнего очень консервативного и в целом малоинтересного итальянского кинематографа. И молодой, по-моему, 34-летний, режиссер Саверио Костанзо - один из самых интересных молодых итальянских режиссеров.

Несмотря на то, что критики-интеллектуалы фильм приняли без большой симпатии, я почему-то думаю, что вечером на семичасовом сеансе для публики, на который, кстати говоря, билеты все уже распроданы, нет ни оного свободного места, будет совершенно другой прием, будет совершенно другая реакция. В частности хочу отметить шикарную игру молодых актеров, все они практически дебютанты. Это тоже серьезная ставка на молодых неизвестных артистов. И то, что в фильме неожиданным образом принял участие совершенно непредсказуемый персонаж, а именно – Майк Паттон, знаменитый вокалист группы Faith No More, американский альтернативный музыкант, экспериментатор со звуком, которому заказали саундтрек к итальянской картине, и который шикарно справился со своей задачей, смешав какие-то симфонические моменты со звуками аналоговых синтезаторов 80-х.

Несмотря на то, что первая реакция публики на этот фильм была совершенно не самая позитивная, я уверен, что все те, кто читал роман, (а он популярен и в России, а не только в Италии) обязательно пойдут смотреть фильм. Надеюсь, что найдутся те отважные люди, которые купят его для российского проката. Пока что этих людей нет. Пока что фильм России не продан.

"Вести ФМ": Антон, вы готовы прочитать после просмотра фильма это произведение?

Долин: Мне не терпится. Я приеду в Москву и первым делом пойду в книжный магазин, куплю книжку и обязательно ее прочитаю. Я скажу, как мне показалось, о чем эта вещь по фильму, книгу я не читал. Это история несостоявшейся любви двух людей, которые одиноки от природы, как простые числа , которые делятся только на себя и на единицу. Они обречены на то, чтобы быть единицами и не найти своей пары. Он и она. Он – математик, а она – фотограф. И вся судьба с детства до зрелого возраста прослежена. Мне показалось, что это очень поэтичная, интересная история и, конечно, на бумаге она должна быть только еще более интересна, чем на экране.

Полностью реплику Антона Долина слушайте в аудиофайле.