В Белоруссии назрел правительственный кризис. В субботу глава белорусского правительства Сергей Сидорский получил на совещании у президента Лукашенко жестокий разнос. Дело было так: обсуждали денежно-кредитные вопросы, премьер доложил, что руководители крупнейших автостроительных предприятий (МАЗа, БелАЗа и других) обратились в правительство с просьбой о пролонгировании полученных год назад от казны льготных кредитов. Тогда автостроители республики были на грани банкротства - в основном, из-за сокращения поставок продукции в Россию.
Для Лукашенко было важно показать, что торговые войны с Москвой не вредят белорусской экономике, и, чтобы не останавливать производство, он кредитовал отрасль. Та продолжала работать - практически без сбыта. Вся территория вокруг заводов была завалена готовой продукцией. Вот они и попросили отсрочки.
Обычно Лукашенко благожелательно относился к таким просьбам, но тут вдруг отказал. А когда Сидорский попробовал заметить, что, мол, "за каждым заводом стоят живые люди", он нарвался на жёсткую отповедь.
"Я - политик. Я должен думать о людях, а вы должны думать об экономике и финансах. У вас людей нет", - заявил белорусский президент. Трудно не понять сказанного: Лукашенко отреагировал на слухи о том, что на предстоящих вскоре президентских выборах Кремль-де будет ставить на премьера Сидорского. Он дал понять, что никто, осмелившийся не во всём с ним соглашаться, на поверхности не останется, прямо пригрозив правительству Сидорского отставкой. "У меня такое впечатление, что правительство, которое вносит такое предложение, не думает работать с 1 января!" – высказался Лукашенко.
Потом "батька", выслушав доклад о том, как успешно экономика преодолела кризис, как будто сменил гнев на милость и завершил совещание благодушным вопросом: "Так что - всё нормально, мы можем проводить президентские выборы?". И Сидорский, конечно же, ответил: "Да".
Но благодушие оказалось недолгим. Вечером на правительство обрушился замглавы лукашенковской администрации. Он сообщил, что кабинет министров "утратил функции главного экономического штаба страны" и занимается обманом: мол, те миллиарды долларов, которыми правительство хвастается как иностранными инвестициями первого полугодия, на самом деле - "задолженность по кредитам и за поставленные нам энергоносители". Такие обвинения от близкого к президенту лица не могут не означать, что Сидорский - на грани отставки.
Тут важно понимать, что помимо политики (противники Лукашенко хотят раздробить белорусскую элиту, сам "батька" полон решимости разброда в своём окружении не допустить), за всем этим, и вправду, стоит экономика. И дела в ней на редкость нехороши. Недавно Белстат опубликовал данные за первое полугодие. И всякий может судить, как сказались на Белоруссии первые в её истории полгода, когда она платила полную цену за российскую нефть.
Скверно они сказались. Начать с того, что увеличение выплат за нефть и резкое уменьшение собственного экспорта нефтепродуктов породили внешнеторговую катастрофу. Отрицательное сальдо внешней торговли за первое полугодие превысило 3,5 миллиарда долларов - это более трети годового бюджета Белоруссии. Каждое седьмое промышленное предприятие страны убыточно, большинство остальных только-только сводит концы с концами. Рост потребительских цен в стране в этом полугодии был таким, какого с 90-х годов не видели. По многим из важнейших позиций удорожание составило десятки процентов (картофель - 35%, сахар - 29%, медикаменты - 15%). В результате у белорусов заметно снизилась реальная зарплата. Рейтинг "батьки" падает, а ведь выборы уже на носу.
Главная забота Лукашенко - где взять деньги. Россия дотирование Минска сократила весьма резко. Европа тоже денег более не даёт, не дождавшись сто раз обещанных политических и экономических реформ. Деньгами МВФ попользоваться нельзя, поскольку Минск отказывается принимать условия, на которых МВФ берётся помогать. Китай, кажется, готов дать деньги - чуть не 15 миллиардов, но это будут связанные кредиты, они, фактически не заходя в страну, уйдут на оплату китайских товаров, то есть зарплату с их помощью не подымешь.
В октябре Лукашенко собрался ехать в Иран - открывать совместную ирано-белорусскую добычу нефти на месторождении Джафир. За эту дешёвую нефть Минску ещё предстоит расплачиваться дальнейшим ухудшением своих позиций: международных санкций пока вроде бы никто отменять не собирается. Так что, похоже, президент Лукашенко на глазах въезжает в полнейший цугцванг: продвижение к банкротству такими темпами, как в нынешнем году, не бывает долгим. И даже легитимность его всё ещё вероятной победы на предстоящих выборах на этот раз уже не будет подтверждена никем, кроме, возможно, Чавеса и Ахмадинежада, а им - при всём желании - не продержать лукашенковский режим на плаву. Удачи вам.