Дочь чиновника, сбившая двух человек, отсидит через 14 лет. Сегодня суд поставил точку в громком деле дочери председателя областного избиркома. Анна Шавенкова получила 3 года колонии, отбывать наказание женщина будет не раньше 2024 года. С комментариями для "Вести ФМ" - доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Станислав Романов.
"Вести ФМ": Станислав Владимирович, здравствуйте!
Романов: Здравствуйте!
"Вести ФМ": Насколько, на ваш взгляд, оправдан такой приговор с отсрочкой исполнения, учитывая тяжесть преступления и общественный резонанс, который сопутствовал расследованию?
Романов: Мне представляется, что при вынесении приговора суд должен прежде всего учитывать обстоятельства дела, он должен в определенной мере абстрагироваться от того общественного резонанса, который это дело возбудило. Данное дело закон относит к категории средней тяжести. И кроме того, это преступление с двойной формой вины. То есть смерть причинена по неосторожности, умышленно было лишь нарушение правил дорожного движения. В данной ситуации вот это преступление попадает под норму Уголовного кодекса, дающей суду право применить отсрочку исполнения приговора.
"Вести ФМ": Формально попадает?
Романов: Да.
"Вести ФМ": То есть суд мог давать эту отсрочку, а мог и не давать?
Романов: Да. Дать эту отсрочку – это право суда. Но дело в том, что любое право, особенно применительно к государственному органу, оно не реализуется бесконтрольно. Если бы суд не захотел дать эту отсрочку, он должен был бы объяснить, почему он это сделал, привести в приговоре мотивы, не позволяющие применить данную норму. Но, очевидно, суд этих мотивов не усмотрел.
"Вести ФМ": А общественный резонанс может быть таким мотивом?
Романов: Нет.
"Вести ФМ": А что может быть?
Романов: Здесь должны учитываться те обстоятельства, указанные в Уголовно-процессуальном кодексе. Уголовно-процессуальный кодекс такого обстоятельства, как общественный резонанс, не указывает. Зато учитывает личность виновного, характеристики, которые были представлены, семейное положение, материальное положение и, конечно, интересы ребенка, который вот в данном случае совершенно ни в чем не виноват. Вот эта норма выражает попытку законодателей найти баланс между двумя конституционными ценностями. С одной стороны, преступники должны нести наказание и потерпевшие должны быть защищены, но с другой стороны, семья, материнство и детство находятся под защитой государства. И государство обязано принимать меры к тому, чтобы дети воспитывались в семье. Вот данная норма представляет своеобразный компромисс между этими положениями Конституции, которые в данном случае конфликтуют.
"Вести ФМ": То, что ее отец - известный чиновник, по вашему мнению, могло ли играть какую-то роль? И как часто данная отсрочка дается, судя по вашей практике, по вашему опыту?
Романов: Сложно говорить о статистике в данный конкретный момент. Конечно, формально суд не имеет права ни в коем случае ссылаться на общественное положение отца осужденной. Это грубо бы противоречило конституционному принципу равенства. Учитывал это суд или нет, мы сказать не можем, в голову суду не залезешь. Однако закон обязывает суд учитывать два обстоятельства. Первое – это наличие ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, что мы имеем, и второе – это осуждение лица за преступление на срок не свыше 5 лет. И это преступление не должно относиться к категории тяжких и особо тяжких. В данном случае условиям выполнены.
"Вести ФМ": Есть ли гарантия того, что Шавенкова отсидит положенный срок через 14 лет?
Романов: Нет. Дело в том, что по закону, на 3 года ей назначили вот это наказание, которое отсрочено. Так вот если эти 3 года она будет заботиться о ребенке, вести добропорядочный образ жизни, не совершать новых преступлений, то уголовно-исполнительная инспекция, которая обязана осуществлять за ней надзор, будет иметь право обратиться в суд с представлением об освобождении ее от наказания и снятия судимости.
Комментарии Станислава Романова слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме:
Дочь чиновника, сбившая двух человек, получила "отсрочку" от тюрьмы