Мегаполис без пробок: сингапурский рецепт

Приезжающие в Сингапур гости из Москвы оказываются под обаянием удивительного мегаполиса. Он заселен куда плотнее, чем Москва, однако живет куда комфортнее и качественнее. Многое здесь можно перенять, ко многому приглядеться.

Когда "большой Китай" стремительно становится по-настоящему большим, Сингапур все чаще задумывается о том, как бы от такого "сдвига в балансе сил" не только не проиграть, но и выиграть. И ищет для себя дополнительные "точки опоры", настойчиво зазывая в страну, например, российский бизнес. Таким образом создается система сдержек и противовесов не врагов дузьями, но друзьями - друзей.  Приезжающие в Сингапур гости из Москвы оказываются под обаянием удивительного мегаполиса, который, хоть и заселен куда плотнее, чем Москва, живет отчего-то куда комфортнее и качественнее. Многое здесь можно перенять, ко многому приглядеться.

Про то, какой это комфортный город, можно много слышать, а можно - один раз увидеть и действительно поразиться тому, как рационально здесь всё продумано. Вот, например, теннисный корт - расположен на крыше, откуда при этом никто никогда не свалится.

Пплотность населения здесь - куда выше, чем в Москве. По идее, люди должны жить в сотах. Но вот ведь: застройка - действительно даже плотнее, чем наша "точечная", но почему-то радует и глаз и душу. Все действительно продумано.

Последний из введенных здесь в строй объектов - комплекс "Марина Бэй", где и проходил уже 5-й российско-сингапурский бизнес-форум. Именно с крыши этого комплекса сингапурские организаторы и предложили российским гостям понаблюдать за проходившими в Сингапуре гонками "Формулы-1". Отсюда, с 150-метровой высоты можно было действительно увидеть всю панораму.  Тем более, что детали - здесь же, на мониторах.

Очень задумчивым на этом празднике был глава Сбербанка Герман Греф, запустивший форум, еще будучи министром. В отличие от более легомысленных гостей этой вечеринки, Греф, наверное, там грустил, потому что ему, живущему в Москве, с высоты было тем более видно, как даже гонки "Формулы-1" не нарушили очень рационально организованного в Сингапуре автомобильного движения. Эстакад столько, что город продолжал ехать. Назавтра организаторы форумы обменивались впечталениями.

Впечатления Германа Грефа:

- Что бы вы такому большому мегаполису, как Москва, посоветовали перенять у Сингапура?

- В первую очередь, трафик. В Сингапуре примерно в два раза больше автомобилей на душу населения - но здесь практически нет пробок. И первая делегация, которую я сюда отправлял, как раз была делегация московских и федеральных представителей госавтоинспекции и организаторов дорожного движения.

- Но пока этот опыт не воспроизвели на русской земле?

- Я надеюсь, что и эти "ростки" пробьются сквозь асфальт.

Впечатления Рубена Варданяна:

- Это уникальный, конечно же, несравнимый ни с чем мегаполис, но все-таки, что могла бы  Москва, крупнейший мегаполис, позаимствовать у Сингапура?

- Любым мегаполисом можно разумно управлять, избегать больших проблем, связанных с пробками, с движением. Делать так, чтобы  было удобно и комфортно жить. Опыт работы есть, но это не простое решение. Ничего простого нет в этом.

- И этим они тоже готовы делиться?

- Тоже готовы делиться.

"Делиться" готовы, потому что к этому бизнес-форуму объявлено, что Россия и Сингапур основали и межправительственную комиссию. С российской стороны ее возглавил вице-пермьер Сергей Собянин.

Впечатления Сергея Собянина:

- Что еще бросилось в глаза в плане организации жизни здесь?

- Ну, самое большое, что впечатляет, это постоянная температура. У нас летом плюс 40, зимой - минус 40, а здесь - 29 зимой и летом. Это, конечно, впечатляет. Ну а так - это порядок, порядок во всем. С одной стороны, казалось бы, такая свободная рыночная страна, а с другой стороны - жестко регулируемая с точки зрения взаимоотношения с бизнесом и с гражданами.

- И отсутствие коррупции, наверное?

- Да, и отсутствие коррупции, как одно из следствий такой достаточно жесткой продуманной политики в области государственного строительства.

Трудно поверить, что еще полвека назад эту бывшую британскую колонию раздирали колоссальные, доходившие до кровавой резни, конфликты между сингапурцами-китайцами, малайцами и индусами. Железной рукой властей, которые, среди прочего, заставили всех говорить на одном языке - в том числе в прямом смысле этого слова, на английском - все эти очень разные люди из врагов превратились в сограждан. И построили такую экономику, что теперь и европейцы с американцами почитают здесь работать за честь. И здесь все до одного знают имя человека, про которого в начале его экспериментов либералы презрительно говорили, что строит он какой-то "Диснейленд со смертной казнью". А теперь и на сингапурско-российском форуме все встают, когда входит он: Ли Кван Ю, отец-основатель этого экономического чуда и как его называют здесь "министр-наставник".

"Если посмотреть поглубже историю очень многих стран, то мы увидим, что все страны переживали период становления государственности и общественных институтов, политических институтов, и далеко не везде это шло очень демократическим путем. Демократия - это итог, это финиш для развития экономики, для развития экономики знания, нужна демократия, очевидно. Но в такой переходный период для меньших потрясений, как раз такая жесткая умная власть всегда была более эффективна", - считает Герман Греф.

"Такой интерес к Сингапуру потому и возник, что здесь достаточно интересный опыт государственного управления различными сферами. Это построение здравоохранения, построения образования, социальной сферы, инвестиций, экономики в целом. Это интересный действительно опыт, который стоило изучить нам. Что мы собственно и делаем", - отмечает Собянин.

Наверное главное достижение Сингапура - потрясающие технопарки вроде "Биополиса", благодаря созданию которого Сингапур за последние 5 лет превратился в мирового лидера в такой отрасли, которая раньше в его экономике вообще не сущестсовала: биотехнологии. При этом пик финансирования этого проекта со стороны государства пришелся как раз на мировой кризис. Этот опыт изучает здесь глава "Сколкова".

"Они начинали проект чисто как государственный - для того, чтобы показать частному бизнесу, что это все работает, - говорит Виктор Вексельберг. -  И сегодня это справедливо. Они достигли уровня, что на доллар вложений государства они получают участие двух долларов частного капитала".

Когда же Москва будет, как Сингапур, обсуждать, как бы "Формулу-1" уже не завлекать, а, может, с ней и расстаться? А в Сингапуре такая дискуссия идет всерьез: всё-таки, пусть только и кое-где, но из-за "Формулы" возникли задержки в движении автотранспорта. 

Российским городам действительно есть, чему поучиться у этого удивительного азиатского мегаполиса. Хотя, конечно, и обманываться не стоит. Здесь порядки часто уникальные.  И в этом комиссия межправительственная уже установила для себя кое-что, что бизнесмены могли и просмотреть.

"Я думаю, что перенимать опыт такого рода -это уже задачи региональный и муниципальных властей. Но здесь есть такие интересные вещи, которые вряд ли подойдут для России. Например, в Сингапуре продажа автомобилей не только лимитируется, но и право купить автомобиль продается на аукционе. По сути дела, это право стоит столько, сколько и сама машина. Это напоминает мне советский период, когда давали талоны на покупку машины. И таким образом сдерживающих фактор очень серьезный. Плюс там все дороги платные. Если мы введем нечто такое в нашей стране, то вряд ли нас поймут. Поэтому не все возможно от Сингапура перенять. Но систему общественного транспорта, которая чрезвычайно здесь развита, транспортную инфраструктуру, конечно, нужно и стоит посмотреть", - считает Сергей Собянин.