В Японии завершился саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В его итоговой декларации говорится о необходимости дальнейшей интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. После встречи со всеми лидерами стран-участниц АТЭС президент России Дмитрий Медведев провел двустороннюю встречу, которую так ждали журналисты. Он обсудил СНВ (Соглашение о наступательных вооружениях), ПРО (американская программа Противоракетной обороны) и ВТО (вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию) с президентом США Бараком Обамой.
Из окна гостиницы "Интерконтиненталь" открывается прекрасный вид на Иокогаму: небоскребы, бухта, колесо обозрения. Но из этой комнаты красотами мегаполиса никто не любовался.
Встречи российского и американского лидеров для саммитов АТЭС – традиция. Таким участникам мало разговора только в общем зале. Хотя бы потому, что у двух стран самый большой в мире ядерный потенциал и нератифицированный договор об СНВ. А после неудачных для Обамы выборов в Конгресс появился вопрос – будет ли голосование по этому договору.
"Я подтвердил мое обещание и мою заинтересованность, чтобы как можно быстрее прошло голосование по новому договору об СНВ. Я обратил внимание Конгресса на то, что это приоритетная задача", – заявил Барак Обама.
Обама подчеркивает, что он держит слово. И в вопросе ВТО, куда Россия пытается вступить с 1993 года, тоже. В том, чтобы процесс шел так долго, Штаты поучаствовали. Но теперь обещают даже агитировать за Москву.
"За последнее время мы очень серьезно продвинулись в вопросе присоединения России к Всемирной торговой организации. Вижу в этом заслугу действующей команды президента Соединенных Штатов, которая исполнила все те договоренности, которые были достигнуты во время моего визита в Вашингтон. Я надеюсь, что этот процесс будет продолжен, и вскорости Россия присоединится к ВТО", – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Очевидный прогресс и в восприятии темы Россия-НАТО. После грузинской агрессии в Южную Осетию администрация Буша постаралась отношения Москвы с альянсом испортить. Но вот теперь Обама говорит, что рад будущей поездке Медведева в Лиссабон на саммит Россия-НАТО. "Личное присутствие президента Медведева на саммите в Лиссабоне позволит заново восстановить совет Россия-НАТО и преодолеть возникшие разногласия", – надеется президент США.
"Мы констатируем улучшение отношений между Россией и Североатлантическим альянсом. Это полезно для всех сторон. У нас сейчас в обсуждении целый ряд вопросов, включая идею так называемой "Европейской ПРО", – сказал, в свою очередь, Медведев.
Воскресные кадры с общего заседания тоже обнадеживали – Обама довольно долго о чем-то разговаривал с главой Китая Ху Цзиньтао. Отношения Пекина и Вашингтона накануне саммита описывались не иначе как противостояние орла и дракона. Да и вообще, ситуацию в мировой экономике оценивали в каких-то предгрозовых образах: валютная война, обострение, напряженность. Все потому, говорили эксперты, что партнеры не объясняют друг другу своих действий.
Взаимопонимание в вопросах экономики дорогого стоит. Причем, в прямом смысле этого слова. Например, японские автопроизводители из-за кризиса готовятся потерять десять миллиардов долларов. Уже летом долг Японии в два раза превысил ее ВВП. Но в этом строю лидеров ни один не может сказать: у меня нет проблем. А потому в итоговой декларации записано: надо отказаться от конкурентной девальвации национальных валют, от протекционизма, а к 2015 году добиться устойчивого роста. Очень похоже на документ, принятый двумя днями раньше на саммите "двадцатки". И это неслучайно.
Очевидно, как выполняются договоренности, станет ясно в 2012 году – тогда саммит АТЭС пройдет на острове Русский во Владивостоке. Дмитрий Медведев назвал даты – 8-9 сентября.