Люди все чаще и чаще стали искать работу через Интернет, а биржа труда все меньше используется. Какие вакансии сейчас востребованы на рынке труда? Когда лучше всего искать работу? Эти вопросы, а также итоги минувшего года и перспективы на год грядущий Наталья Шорох обсудила с президентом интернет-портала "Суперджоб.ру" Алексеем Захаровым в эфире радио "Вести ФМ".
Шорох: В студии - Наталья Шорох. И я приветствую моего гостя – президента интернет-портала "Суперджоб.ру" Алексея Захарова. Алексей, здравствуйте.
Захаров: Здравствуйте.
Шорох: Ну, вот говорят, что перед праздниками и сразу после искать работу не очень выгодно. Скажите, как у нас сейчас обстоят дела с этим делом - всплеск предложений и спроса относительно работы до 30 декабря?
Захаров: Вы знаете, но говорят, что летом искать работу тоже смысла нет.
Шорох: Ну, в общем, когда есть работа, тогда ее и надо искать. Вопрос только – когда она есть.
Захаров: Да. Лето 2010 года было нетипичное, потому что те, кто искал работу, поверили в тот миф, что летом искать работу не нужно, и пошли отдыхать благополучно. А работодатели в этом году, восстанавливаясь после кризиса, никак не могли летом успокоиться и активно продолжали подбирать персонал.
Шорох: Такое необычное лето было.
Захаров: Да, было лето необычное. И, в общем, декабрь тоже не совсем обычный у нас идет. Если в 2007 году, когда еще совсем до кризиса, работодатели как-то бросили работать уже в начале декабря, в 2008 году бросили работать по другим причинам, то сейчас все активно достаточно подбирают персонал.
Шорох: Восстанавливаются, да?
Захаров: Рынок практически восстановился, и, в общем, все достаточно позитивно.
Шорох: Есть ли какая-то сфера труда, где особо требуются работники, больше всего? Что это такое может быть?
Захаров: Ну, требуется тех, кого требуется больше всего. И впервые в октябре 2010 года на первое место по запросам работодателей на "Суперджоб.ру" вышли квалифицированные рабочие. И с тех пор на первом месте они и остаются, обогнав продавцов.
Шорох: Квалифицированные рабочие – имеется в виду труд руками, да?
Захаров: Да, труд руками, но квалифицированный труд – токари, слесари, фрезеровщики, водители, шлифовщики. Ну, с квалификацией, в общем.
Шорох: А есть ли какие-то рекорды этого года? Ну, если не за весь год, то, может быть, за полгода? За последнее время, что вас лично как профессионала в этом деле удивило?
Захаров: Не могу сказать, что что-то меня особо удивило. Если брать наши личные рекорды, то количество вакансий, единовременно размещенных на "Суперджоб.ру" превысило 100 тысяч единиц.
Шорох: А стандартная цена обычно, вернее число?
Захаров: До кризиса (все у нас сейчас как-то принято сравнивать с до кризисом) максимальное количество вакансий, которое размещалось, было 75 тысяч.
Шорох: Прилично прибавили.
Захаров: Поэтому рынок труда в целом полностью восстановился. Хотя наш рынок, он растущий, вот сам по себе рынок интернет-рекрутинга, но, тем не менее, это показатель, потому что в декабре 2008 и в январе 2009 количество вакансий падало до 20 тысяч.
Шорох: А можно ли говорить о том, что люди все чаще ищут себе работу через Интернет?
Захаров: Безусловно. При этом если мы будем говорить о людях с высшим образованием, то они, в общем, ищут на сегодняшний день работу только так, и странно было бы, если бы они искали как-то по-другому.
Шорох: Ну, биржа труда существует, например.
Захаров: Ну, биржа труда не существует как бы.
Шорох: Понятно. Для таких людей, для людей, ищущих хорошую работу. Понятно.
Захаров: Ну, для людей с высшим образованием во всяком случае там делать вообще нечего как бы. А то, что запросы работодателей идут через Интернет и на квалифицированных, и на неквалифицированных рабочих, говорит о том, что уже и эти категории ищут работу в Интернете. Потому что если бы они не откликались на размещенные вакансии, ну что же…
Шорох: Ну, понятно. Спрос рождает предложение и наоборот.
Захаров: Да, это все, в общем, некий эффект снежного кома. Поэтому на сегодняшний день рынок интернет-рекрутинг не сильно отличается от офф-лайнового, что называется, рынка. Ну, за исключением каких-то маленьких регионов, где самый эффективный способ – это не Интернет, не центр занятости, не кадровое агентство, а объявление на столбе. Потому что если у нас есть один магазин…
Шорох: Понятно. И по знакомым тоже.
Захаров: Ну, на самом деле по знакомству всегда в мире устраивается порядка 95 процентов, всех трудоустройств происходит.
Шорох: Ого!
Захаров: Это не значит "по блату".
Шорох: Просто по знакомству.
Захаров: Просто по знакомству. Потому что если, скажем, отец работал на заводе, и в этом городе ничего кроме этого завода нет, то сын с очень большой вероятностью будет приведен за руку на тот же самый завод, или дочка. Это вот называется "по знакомству".
Интервью с Алексеем Захаровым слушайте в аудиофайле
Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"