В этом году олимпиады будут проводиться строже. Интервью с Виктором Садовничим

В этом году олимпиады будут проводиться строже. Интервью с Виктором Садовничим
25 октября в интеллектуальном центре МГУ состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников. О проблемах и планах развития олимпиадного движения Ирина Россиус побеседовала с председателем совета, президентом Российского союза ректоров, ректором МГУ им. Ломоносова Виктором Садовничим.

25 октября в интеллектуальном центре МГУ состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников. О проблемах и планах развития олимпиадного движения Ирина Россиус побеседовала с председателем совета, президентом Российского союза ректоров, ректором МГУ им. Ломоносова Виктором Садовничим.

Россиус: Виктор Антонович, здравствуйте.

Садовничий: Здравствуйте.

Россиус: Итак, что касается олимпиадного движения, какие проблемы сейчас существуют?

Садовничий: Мы отметили успех, все-таки начальный успех олимпиадного движения. Судите сами, в этом году в олимпиадах на первом этапе участвовало 500 тысяч школьников. В этом году мы планируем, что будет более 600 тысяч школьников участвовать. А побеждают немногие, где-то 20 тысяч из всех этих 500. А вот те, кто воспользовался льготами и поступил без экзаменов, всего полтора процента от всех участников. Таким образом, это элита. Это те люди, которые действительно умеют побеждать, то есть это талантливые ребята. И мы их страхуем от всяких неожиданностей, случайностей, они поступают без экзаменов. Но в любом случае это поиск талантливых, независимо от того, как он поступает – со льготами или без, или он еще в 9 классе и не думает поступать. Это поиск талантов. И каждая страна считает для себя приоритетом искать эту элиту вот самых талантливых в обществе.

Россиус: Как ваш комитет отслеживает этих юных талантов?

Садовничий: На самом деле это огромная работа. Ведь вот эта система олимпиад очень структурирована. У нас есть мощные организации – советы регионов, есть филиалы - как бы советы олимпиад в регионах, есть ответственные за проведение тех или иных олимпиад. Поэтому на самом деле мальчика замечают уже сразу и следят за ним, чтобы он был участником в 8 классе, в 9 и так далее. Даже неважно, что он потом не пойдет по этой науке, по которой он побеждал. А важно, что у него светлая головка, мы его заметили, мы его довели, и он вышел в жизнь с гордо поднятой головой, и он умеет, он побеждает. Именно интеллектуальные олимпиады в России, в СССР были очень важным событием. Ну, слава Богу, что мы три года назад их возродили. И судите сами, масштаб – 600 тысяч ожидаем участников в этом году. Это явление уже.

Россиус: И все равно же существуют определенные задачи, которые необходимо решать.

Садовничий: Ну, среди проблем следующие. Мы хотели, чтобы не было ни одного случая, когда победитель олимпиады оказался случайным. Потому что даже те полтора процента, это очень немного на общем фоне, но если среди них окажется случайный человек, то это и повод для разговора среди друзей, среди школьников, в средствах массовой информации. Поэтому мы говорили, что это вопрос чести каждого из нас, что победитель олимпиады должен быть победителем, чтобы не было к нему никаких вопросов. Таким образом, вот это вопрос качества и четкой организации.

Второе. Мы обсуждали вопрос так называемых объединенных или комплексных олимпиад. Очень важно, что когда мы объединяем несколько предметов, надо, чтобы эти предметы были объединены общей наукой, например, нанотехнологии. Там может быть химия, физика, биология, но в целом это основа нанотехнологий, это есть единая олимпиада по комплексу. Она и по физике, и по химии. Но когда объединяются олимпиады история, философия, математика и физика, и человек списал только обществознание, а поступает на мехмат, то это, конечно, нонсенс.

Отмечалось то, что мы сильно сузили список, всего 77. И, конечно, некоторые региональные лидеры, советы были недовольны, что их олимпиады не попали. Но мы вели честный разговор, говорили, что у нас было 4300 экспертиз. И вот по результатам этих экспертиз, увы, ваша олимпиада не получила положительного отзыва. Ну, так бывает.

Россиус: Это некая лицензия получается, да?

Садовничий: Да, лицензия. Вы не прошли лицензию. И поэтому, вот я бы сказал, что часть ушли немножко разочарованными. Но, с другой стороны, они понимают, где они недоработали, где надо подтянуть на будущий год эту олимпиаду. Ведь путь долгий, и на следующий год будут олимпиады.

Россиус: Этот год, каким он будет для тех, кто будет участвовать в этих олимпиадах, какие мероприятия вы готовите?

Садовничий: Этот год, я думаю, вот правила приема выйдут в ноябре, вот-вот выйдут, в этих правилах приема будут новшества. Не могу точно утверждать и забегать вперед, но мне кажется, что победитель олимпиад получит льготу поступать только в один вуз, а не во много, как было раньше. Во-вторых, у нас обязательно два тура. Раньше этого не было. То есть заочный тур и очный тур. И, в-третьих, число победителей в обоих турах не более 35 процентов, а раньше было 45. В этом году правила жестче, олимпиады будут строже проводиться. Победителей может быть меньше, но зато качество будет лучше.

Полностью беседу с Виктором Садовничим слушайте в аудиофайле

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"