Третьи сутки на крупнейших аэровокзалах столицы царит хаос. По данным Минтранса, из Домодедова не смогли вовремя вылететь от 10 до 12 тысяч человек. В Шереметьеве застряли от 6 до 8 тысяч пассажиров. Неразбериху, конечно, спровоцировала погода. Но сами аэропорты и авиакомпании показали полную неспособность взять ситуацию под контроль.
В зале ожидания, так называемом накопителе, люди сидят уже третьи сутки. Их рейс в Милан откладывали пятнадцать раз. Потому крики и разломанные поддоны для одежды – это ещё не всё, на что голодные и не спавшие две ночи пассажиры теоретически готовы пойти.
"Везде говорят, что нас кормят и поят, но мы не видели ни еды, ни воды!" – возмущены пассажиры.
Узнать где еда, положенные напитки и гостиничные номера в Шереметьево невозможно. Пятый час подряд пассажиры, которых обещали отправить в Астрахань ещё утром, ждут представителя компании. "Аэрофлот", если верить разгневанной толпе, на контакт не идёт.
"Представитель "Аэрофлота", пожалуйста, на двенадцатую стойку подойдите", – стихийно берут на себя функции диспетчеров пассажиры в аэропорту.
"Аэрофлот", "Аэрофлот", – скандирует толпа разгневанных пассажиров.
По самым скромным подсчётам в этом терминале, который единовременно может принять не больше четырёх тысяч человек, на подоконниках, на полу, на стойках регистрации и пустующих информационных стендах ждут вылета 12 тысяч пассажиров. Сколько здесь детей никто не считал, с воскресенья (уже третьи сутки) они спят на тележках для багажа.
"Вот все люди стоят в очереди, чтобы каким-то образом поменять билет, но там нет никого, в "Информации" нет никого, в кассах никого нет – просто вообще нигде никого нет. И никто, главное, не может объяснить людям, что делать, и как долго ждать: третьи сутки и никакой информации. Вот "Справочная" посмотрите: люди стоят, час уже стоит, но там нет никого", – поясняет ситуацию ещё один пассажир.
Где тот усиленный штат сотрудников, который должен обслужить измученных пассажиров, никому неизвестно. По информации пресс-службы Шереметьево, на работу вышел весь имеющийся персонал. Но к регистрации всё равно не прорваться.
- На глазах – сто долларов в паспорт – и регистрация за стойкой автоматически произошла!
"Я не владею информацией", – говорит охранник аэропорта.
"А вы здесь зачем стоите?"
"Чтобы не пускать посторонних".
"Мы простояли минут сорок и ещё минут двадцать сейчас ждём", – у представительства авиакомпании ожидает потенциальный пассажир авиалайнера.
Ситуация в московских аэропортах, несмотря на многочисленные обещания восстановить регулярное авиасообщение, кажется, не становится лучше. Нервы, понятно, на пределе – ледяной дождь испортил не только настроение, но и новогодние планы. Пассажиры, которые сидят здесь уже третьи сутки в буквальном смысле штурмуют стойку регистрации. Есть информация, что уставшие и измотанные многочасовым ожиданиям люди ночью устроили здесь даже драку.
Впрочем, до обеда ни в одном московском аэропорту эту информацию не подтверждали. До первого пострадавшего. Теперь уже точно известно: разгневанные пассажиры силой начали регистрацию на рейс, сотрудник "Аэрофлота" попал под горячую руку.
"Меня там не было, мне передали эту информацию наши сотрудники, что такое случилось. Потому что служба аэропорта не обеспечивает охраной. Сотрудники боятся выходить, потому что были случаи избиения", – прокомментировала ситуацию по телефону руководитель департамента по связям с общественностью ОАО "Аэрофлот" Ирина Данненберг.
Усиленные наряды милиции дежурят здесь со вчерашнего вечера. Рано утром к терминалам Шереметьево и Домодедово съезжаются бригады врачей. Экстренных ситуаций не возникало, количество обмороков здесь уже не считают.
"Обычно нервы у них сдают, – говорит о пассажирах аэропорта водитель кареты скорой помощи. – А так, ничего особенного".
"Условия ужасные: люди спят вповалку на полу, как в какой-то дешёвой ночлежке. Беременные женщины, маленькие дети, все кричат, все орут. Ну, просто какая-то ужасная неразбериха!" – описывает ситуацию очевидец событий.
"Аэрофлот", это к нему сегодня главные претензии, повторяет про антиобледенительные реагенты, немецкий поставщик их по-прежнему не подвозит, запасов "Аэрофлот" не сделал. В Шереметьеве между тем, а это домашний терминал главного российского авиаперевозчика, едва сдерживают агрессивную толпу.
"Все авиакомпании, которые обслуживаются непосредственно международным аэропортом Шереметьево, вылетают по расписанию – KLM, Air France, Turkish, Air Baltic и другие. Задержки идут по линии авиакомпании "Аэрофлот". "Аэрофлот" не организовал в должной мере информирование своих пассажиров таки образом, чтобы они понимали, когда вылетает рейс, сколько им ждать и самое главное – даже если рейс откладывается, то какие перспективы. Поэтому достаточно серьёзной была ситуация ночью", – рассказывает начальник пресс-службы аэропорта Шереметьево Роман Геннис.
Министр транспорта Левитин поведение "Аэрофлота" уже раскритиковал. И, что любопытно, на третий день так называемого коллапса вдруг дал совет Домодедово.
"После того как погас свет, нужно было закрывать аэропорт, и туда, чтобы никто не ехал. И здесь как раз вопрос к аэропорту, почему аэропорт принимал пассажиров. У меня есть вопросы к менеджменту Домодедова", – заявил министр транспорта Игорь Левитин.
Многотысячная толпа, уже известно, готова судиться. Ведь в форс-мажоре, понятно, виновата не только погода. Ледяной дождь закончился два дня назад. Когда закончится ужас в аэропортах, по-прежнему непонятно. Ни один московский аэропорт к экстренной ситуации не готов. Всю информацию о вылете нужно добывать самостоятельно и исключительно с боем.
- Где рейс?
- Куда рейс пропал? Их на табло нет!
"Обстановка очень нервная, очень нервная, – отмечает переживший аэропортный кошмар путешественник. – Здесь женщины, дети ночуют, не знают куда обращаться. Никто ничего не объявляет, не вешают никаких объявлений. В этом основная проблема. Это можно было бы всё организовать".
Видимо, в суд будет подавать и сборная России по биатлону: уже сутки спортсмены не могут вылететь на новогодние сборы. Команда "КамАЗ-Мастер", скорее всего, опоздает на ралли "Дакар". Пассажиров по-прежнему кормят обещаниями: все задержанные рейсы должны взлететь не позднее среды. Из Москвы по-прежнему не могут вылететь почти 100 самолетов.