Огромная "орбитальная бабочка" уже более 10 лет летает над Землей, как символ международного сотрудничества и вершина технологического прогресса. Сейчас МКС словно научный улей. Экипажи один за другим сменяют друг друга, привозя на борт станции новое оборудование и возвращаясь с результатами экспериментов. Современная история МКС, словно многосложный пазл, собрана из технических достижений и высокого профессионализма космонавтов 16 стран участниц грандиозного космического проекта.
Международная космическая станция, словно огромная орбитальная бабочка уже более 10 лет летает над землей, как символ международного сотрудничества, вершина технологического прогресса. И полёт в будущее всего человечества.
Всё началось 17 июля 1975 года. Россия и Америка впервые пожали друг другу руки в космосе. На орбите успешно состыковались "Союз" и "Апполон", заложив крепкий фундамент для международного сотрудничества в невесомости.
Спустя 10 лет после той исторической стыковки на орбиту был выведен первый блок орбитальной станции нового поколения – "Мир".
С начала работы "Мира" в космонавтику вошёл новый принцип создания орбитальных станций. Принцип модульности. Он напоминает генеалогическое древо. Всякий раз новые модули будто нанизываются на основной ствол "дерева", обозначая новый поворот в истории освоения космоса.
Модули "Мира" показали дорогу в будущее – дорогу к МКС.
"База была заложена именно на комплексе "Мир". С "Мира" взяты все решения. Ведь американцы в своё время пытались создать такой комплекс Freedom. Затрачено время и колоссальные деньги. Но сами не смогли создать. И тогда впервые специалисты НАСА и России в 1993 году в Вашингтоне работали целый месяц, чтобы разработать единую концепцию", – проводит исторический экскурс к корням МКС главный инженер ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Юрий Городничев.
МКС – космический суперконструктор. Его первая "деталь" отправилась на орбиту 20 ноября 1998 года. Это был российский функционально-грузовой блок "Заря".
Со старта "Зари" началась новая эра в истории человечества – эра МКС. До 2000 года "Заря" играла роль космической электростанции, снабжая энергией другие модули.
"Заря" – это было начало. А уж когда "Заря" существует, значит где-то "Звезда" должна появиться", – каламбуром поясняет, откуда появилось название второго российского комического модуля МКС, Сергей Шаевич, директор программы МКС от ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.
Вслед за российским модулем "Заря" в начале декабря 1998 года американцы на своем шаттле запустили модуль Unity ("Единство"). Он успешно состыковался с "Зарей" и стал основой всех будущих американских модулей.
Затем на орбиту была выведена "служебная квартира" и первая лаборатория для будущих экипажей. К "Заре" пристыковалась "Звезда".
"Мы с вами находимся на центральном посту МКС. Центральный пост расположен в нашем сегменте, в нашем российском модуле "Звезда". На нём находится управляющий лэптоп (российский и американский) по управлению системами станции", – проводит экскурсию по МКС Герой России лётчик-космонавт Фёдор Юрчихин.
Юрий Гидзенко, Сергей Крикалёв и Уильям Шеппард – первопроходцы на МКС. Они провели на орбите 136 дней, в первые дни активировали все системы жизнеобеспечения, расконсервировали станционное оборудование. В их руках МКС ожила.
"Я помню слова Шеппа: "А что нам еще надо? Вода есть. Свет есть. Туалет есть. Всё жизнь, началась", – улыбается Юрий Гидзенко.
Февраль 2001 года. Шаттл Atlantis доставляет на орбиту научный американский модуль Destiny, на котором и по сей день проводят эксперименты.
В августе 2001-го у МКС появляется площадка для выхода в открытый космос – модуль Qwest.
Через год на орбите российский стыковочный отсек-модуль "Пирс" Дополнительный причал для "Союзов" и транспортных "Прогрессов".
В ноябре 2007 года к Международной космической станции присоединяется ещё один модуль американского сегмента – Harmony. После его установки рабочее пространство увеличилось примерно до 500 кубических метров.
Менее чем через год в создание Международной космической станции активно включается Европа. В феврале 2008 года европейский модуль Columbus становится частью МКС/
"Я уверен, что МКС и пилотируемая космонавтика в целом неотделимы от международного сотрудничества. И наши сегодняшние отношения между Роскосмосом, НАСА И ЕКА являются лучшим тому подтверждением", – заверил генеральный директор Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден.
Сегодня МКС словно научный улей. Экипажи один за другим сменяют друг друга, привозя на борт станции новое оборудование и возвращаясь с результатами экспериментов.
Научные космические поиски – для улучшения земной жизни.
"Растение – пшеница, которая выросла у нас в космосе. Кстати, учёные говорят, что они в первый раз получили такой результат. То есть пшеница созрела и дала семена", – поясняет Максим Сураев.
Бортинженер Максим Сураев в своем видеодневнике показал всему миру МКС – живой и удивительный организм.
"Ну, как всегда в детстве нас учили, красное – это русское. А синее – это наших соседей. Вот отсюда открывается потрясающий вид", – демонстрирует виды с МКС Герой России лётчик-космонавт Максим Сураев.
Самый большой научный модуль МКС – японский "Кибо". Он нашёл своё место на орбите в марте 2008 года.
Позднее к станции присоединились американские модули Tranquility ("Безмятежность") и "Купол". И, наконец, российские "МИМы" – малые исследовательские модули. Международный конструктор готов.
Однако именно факт того, что возможно собрать такую "рукотворную звезду" говорит о том, что в космосе нет границ достижений, как и нет государственных границ.
"После МКС необходимо создание на околоземной орбите специального сборочного комплекса, который позволял бы собирать корабли не на земле, а на орбите. И совершать полёты к другим планетам. Но это уже другая история", – позволил себе немного помечтать руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
Современная история МКС, словно многосложный пазл, собрана из технических достижений и высокого профессионализма космонавтов 16 стран участниц проекта.