Жители итальянского острова Лампедуза сегодня заблокировали порт, чтобы остановить наплыв нелегальных мигрантов из Северной Африки, который увеличился в связи с ситуацией в странах этого континента. Подробности в эфире "Вестей ФМ" рассказала корреспондент ИТАР-ТАСС в Италии Вера Щербакова.
"Вести ФМ": Вера, скажите, как выглядит прибытие беженцев? Они же явно не на океанских лайнерах приезжают, а на каких-то лодочках, все это нелегально, вы сами видели или кто-то видел, как прибывают эти люди непосредственно уже на итальянскую землю?
Щербакова: Я видела, благодаря телевидению, благодаря своим итальянским коллегам эти сцены. Как вы понимаете, сейчас попасть на Лампедузу не так просто. Ситуация действительно катастрофическая. И аккредитация журналистов – это все, в общем, сложно. Да, действительно, лодки, на которых они прибывают - странно, что они доплывают, тем более что в Сицилийском проливе или Тунисском проливе не всегда благоприятные погодные условия. Некоторым итальянские береговые службы просто оказывают помощь, спасая от гибели уже в территориальных водах. И при этом прибывающие люди платят, в общем, для них очень большие деньги для организации этого опасного путешествия. По данным местных агентств и по свидетельству самих прибывающих, они платят по тысяче евро за организацию этого опасного путешествия.
"Вести ФМ": По тысячу евро на человека или на семью?
Щербакова: На человека, потому что прибывают в основном мужчины все-таки. Семьями не прибывают. Особенно из Туниса, потому что большинство из этих нелегалов, беженцев, это тунисцы. Как ни странно, из Ливии пока беженцев не так много. Их значительно меньше. Это в основном молодые мужчины. Правда, сегодня возобновилось прибытие и из других регионов Африки, из стран Африканского Рога, там было 500 человек, высадились, правда, не на Лампедузе, а на Сицилии в районе города Рагуза, и там было 150 женщин. Ситуация на самом деле катастрофическая. Потому что Лампедуза – это первая точка европейская, которая к африканскому берегу, к Северной Африке на самом деле ближе, ближе, чем к итальянской материковой части, поэтому это такая точка, куда все они добираются, и там уже количество нелегалов больше, чем местных жителей.
"Вести ФМ": А сколько там местных жителей?
Щербакова: Около пяти тысяч. Это малюсенький остров, великолепный, красивейший, один из известнейших и любимых итальянских курортов. И естественно, ситуация с эмигрантами сейчас особенно обострилась. У них и раньше были проблемы. И раньше именно на Лампедузу прибывали эмигранты и тоже по тысяче человек там высаживались. Был заключен договор с Ливией – почти три года назад, – это знаменитый так называемый договор о дружбе, потом удалось итальянцам с ливийцами заключить соглашение об организации контроля над Тунисским проливом, потому что большинство лодок раньше отправлялись именно из Ливии. Но сейчас, как понимаете, несмотря на то, что к Сицилийскому проливу стянуты сейчас все военные корабли в связи с событиями в Ливии, тем не менее при наличии таких сил туда и сюда шныряют эти суденышки, которые на ладан дышат и могут пойти ко дну.
"Вести ФМ": Скажите, у прибывающих туда беженцах в основном какие планы? Двинуться дальше в Европу или как-то осесть там, учитывая, что на острове живет всего-то пять тысяч человек, то работу они там вряд ли найдут?
Щербакова: Это чисто географическое невезение Италии. Более того, у них, по их собственным заявлениям, нет намерения остаться даже в Италии. Они готовы дальше распространяться по Европе. Это то, о чем говорит Италия, призывая Европейский союз разделить это бремя, потому что многие международные и европейские организации по правам беженцев призывают Италию к гуманитарному отношению к этим людям.