Историки обнародовали документы о советской космической программе. Как следует из рассекреченных материалов, при создании первых сверхдальних ракет наши конструкторы использовали технологии нацистской Германии. А десятки пленных немецких инженеров работали вместе с отечественными специалистами.
Недавно был рассекречен документ из особой папки Политбюро. Это отчет о новейших немецких разработках в области ракетной техники, подготовленный специально для Иосифа Сталина осенью 1944 года. Именно этот документ открыл новую эпоху в истории нашей ракетно-космической программы.
В отчёте сообщалось, что нашими войсками в районе города Дембице захвачен необычный военный полигон. На нем обнаружены фрагменты нового, сверхсекретного немецкого оружия – ракетного снаряда огромной мощности.
При стрельбе на дистанцию 250 километров такой снаряд развивает скорость 1400 метров в секунду и поднимается на высоту 90 километров. Называлось это чудо-оружие "Фау-2". Основной вывод комиссии был неутешительным: борьба с новой немецкой ракетой обычными средствами противовоздушной обороны абсолютно невозможна.
По словам директора Государственного архива социально-политической истории Андрея Сорокина, эта информация произвела на Сталина шокирующее впечатление. По удивительному совпадению, всего за месяц до захвата фрагментов "Фау-2" президент Академии наук СССР Комаров направил советскому руководству секретную записку.
В ней он просил срочно выделить деньги Институту реактивной авиации Фёдорова для работы над созданием сверхдальней ракеты, поскольку аналогичный проект уже запущен англичанами.
Ознакомившись со всеми этими документами, Сталин приказал создать специальную комиссию по освоению немецкой реактивной техники, чтобы объединить наши идеи и разработки с уже существующими германскими технологиями.
"По окончании войны советское руководство принимает решение максимально зачистить территорию Германии в поиске технологий, конкретных разработок, специалистов, чтобы изучить этот опыт, который считался передовым на тот момент", – говорит Андрей Сорокин.
В докладе комиссии о проделанной работе сообщается, что на территории Германии, Австрии и Чехословакии нашим учёным и разведчикам удалось найти 8 жидкостных ракет и 41 пороховую, а также 32 вида двигателей с образцами топлива. Задержаны и привлечены к работе 40 немецких инженеров, работавших над созданием "Фау-1" и "Фау-2".
Один из самых интересных документов того времени – письмо члена комиссии генерал-майора Носовского Маленкову. В нём он сообщает, что советские специалисты прибывают в Германию в такой плохой и оборванной одежде, что ему стыдно держать их на одной работе вместе с немцами. В связи с этим он просит выделить 500 000 марок, чтобы одеть 1000 наших инженеров в нормальную одежду. Просьба была удовлетворена. Из конфискованных в Германии вещей нашим ракетчикам было выделено 500 пар обуви, 250 пальто и костюмов и 1000 пар трикотажного белья.
"Специалисты, которые были направлены в Германию – это специалисты, вызванные, в основном, из лагерей. Именно этим объясняется тот катастрофический характер их бытовых условий, в которых они оказались в Германии", – считает Андрей Сорокин.
Недавно было рассекречено ещё одно письмо 1945 года. В нём конструктор Валентин Глушко, на чьих двигателях до сих пор летают 99% наших ракет, просит руководство страны оставить в его конторе 25 ведущих специалистов, которых НКВД хочет перевести на другие работы как простых заключённых. С похожими просьбами обращался наверх конструктор Сергей Королёв, который до начала работ по воссозданию "Фау-2" сам сидел в тюрьме.
Весной 1961 года уже немецкие и американские специалисты были шокированы триумфом наших ракетчиков, когда первый человек, шагнувший в космос, на весь мир по-русски сказал свое знаменитое: "Поехали!"