Норвежец Андерс Брейвик сознался в организации взрыва в Осло и бойни на острове Утойя, но виновным себя не считает. Мотивом своих действий преступник назвал желание изменить общественное устройство Норвегии и освободить Европу от марксизма и исламизма с помощью революции.
Поминальную службу по жертвам терактов охраняли морские пехотинцы в полной боевой выкладке. Здесь было много известных людей, включая премьер-министра Столтенберга. Полиция пока не знает, были ли у Андерса Брейвика сообщники, которые, оставаясь на свободе, могут продолжить начатое.
"Мы допрашиваем одного, и он охотно сотрудничает со следствием. Но мы не можем выяснить, является ли он единственным в этой акции", – говорит представитель полиции.
Брейвик сотрудничает, потому что не заинтересован в свертывании собственной рекламной компании. За несколько часов до совершения терактов он разместил в Интернете нечто, озаглавленное "Декларацией независимости Европы 2083" – 1518 страниц текста. Там же находится 12 минутный видеоконспект манифеста, в котором он предстает крестоносцем, "очищающим Европу от исламского вторжения на исконно христианские земли", и марксизма, "угрожающего национальной самобытности скандинавов". Поэтому и целью своей он выбрал именно норвежских левых с их политикой терпимости и мультикультурализма. Об этом Брейвик сообщил своему государственному адвокату.
"Он объяснил мне, что осознает, насколько зверскими были его действия, но голоса в голове говорили – это необходимо", – рассказывает адвокат Гейр Липпестад.
Голоса в голове сами по себе говорят о многом. Но пока он выглядит не психическим, а идейным. И детей на острове Утойя Брейвик расстреливал, находясь в трезвом уме. Сам он умирать не собирался: как только его окружил спецназ, бросил свой автоматический карабин.
Соседи и школьные друзья никогда не замечали за ним странностей.
"Он был намного сильнее и крепче сложен, чем остальные ребята. Он всегда заступался за тех людей, кого обижали. У него даже был приятель с Ближнего Востока, они часто проводили время вместе и вроде как считались друзьями", – говорит Михаэль Томала, одноклассник Брейвика.
Казалось бы, положительный тип: отслужил в армии, уволился, чтобы ухаживать за больной матерью, с отцом, живущим во Франции, он не поддерживал отношений с 1995 года. В общем, никто не мог заподозрить, какие планы зреют в респектабельном доме, сейчас оцепленном полицией. Но здесь нет никаких улик. Обычная квартира человека с достатком, предпринимателя средней руки. Прямые доказательства вины Брейвика найдутся в другом месте.
Относительно недавно Брейвик купил небольшую овощную ферму в норвежской глубинке, в 170 километрах от Осло. Стал официально выращивать дыни и свеклу. Но здесь Брейвик выглядел странно в глазах своих соседей – крестьян.
"Мы знали, что у него есть большое количество удобрений. Но мы не разу не видели, чтобы он их использовал", – говорит местная жительница Анна Педерсен.
Полиция заподозрила, что фермерство только прикрытие, которое позволяло Брейвику, не вызывая подозрений, закупать химикаты, необходимые для изготовления взрывчатки. Эта версия подтвердилась.
"На ферме мы обнаружили 5 тысяч килограммов порошка, который он использовал для приготовления взрывчатки", – заявил полицейский.
Брейвик признался, что взрыв в правительственном квартале тоже его рук дело. Это теракт называют норвежским Оклахома-Сити. Многое схоже с тем, что в США в 1995 году сделал террорист Тимоти Макквей.
Квартал по-прежнему оцеплен, и у натянутых полицией лент копятся цветы и свечи.
"Я думаю, в Норвегии каждый знал кого-то из жертв. Это тяжелые времена для нашей страны", – говорит житель Осло Хель Хиркенг.
"Я очень боюсь, что подобное произойдет снова. Его целью было не просто убить людей, а повлиять на других, распространить свои идеи", – добавляет женщина.
Завтра Брейвика впервые доставят в окружной суд Осло, и из задержанного он превратится в арестованного. У следствия будет от 8 до 16 недель для того, чтобы собрать все доказательства, и потом суд уже назначит дату начала процесса.
В Норвегии максимальное наказание – 21 год заключения. Но в зависимости от тяжести преступления закон дает право прокуратуре, родственникам и пострадавшим и даже тюремному начальству по истечении этого срока требовать его продления. Так что у Брейвика есть все шансы просидеть за решеткой до конца жизни.