Одной из центральных тем прошедшей недели вновь стала эффективность системы управления - борьба с теми самыми бюрократическими тромбами, которые мешают развитию. Этому и было посвящено совещание у Дмитрия Медведева, на котором рассматривался ход исполнения поручений главы государства. Почему управленческие сигналы часто либо не доходят, либо невероятным образом искажаются? Один из примеров - гособоронзаказ. Действительно ли он на грани срыва, а новая техника поступает по завышенным ценам?
Видеоконференции по исполнению президентских поручений, когда на прямой связи и губернаторы, и министры, проводят регулярно, чтобы держать ситуацию под контролем. Впрочем, от главной темы разговора президент решил отклониться. Повод - сенсационное заявление генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова, по словам которого гособоронзаказ-2011 фактически сорван. Вопрос, естественно, к министру обороны Анатолию Сердюкову.
"Анатолий Эдуардович, вы где там? Вижу. Так вот, я хочу, чтобы вы не только с этой информацией разобрались, а вообще в ситуации. Если она такая, как описывают некоторые ваши коллеги, тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве, независимо от чинов и званий. Мне хватило прошлого года. А если она иная, то нужно разобраться с теми, кто сеет панику. Знаете, как по законам военного времени поступали с паникерами? Расстреливали. Понятно? Значит, вам разрешаю уволить. Вы слышали меня? Доклад - в трехдневный срок на эту тему и комментарии", - заявил президент.
Суть претензии генерального конструктора - в интервью, опубликованном в газете "Коммерсант". "На сегодняшний день ни одного контракта, если говорить о стратегических ядерных силах, не заключено. Сейчас июль. Такого не было последние лет 14. Самое позднее - на текущий год мы заключали контракты в конце апреля или в середине мая. И тогда это приводило к конвульсивно-судорожным действиям промышленности", - говорится в издании.
Первые разъяснения Сердюков уже дал - государственный оборонный заказ утвержден на сумму в 581 миллиард 500 миллионов рублей. Пятую часть контрактов, точнее 18%, действительно не заключили. Из-за завышенных цен.
"Именно это явилось причиной, почему мы так затянули, - пояснил министр обороны РФ. - Мы, к сожалению, не получили обоснованных цифр, почему такой дикий рост в ценообразовании. Поэтому считаю, что заявление Соломонова - это продолжение нашей дискуссии в ценообразовании. Конечно, мы с этими цифрами не согласились".
Контракт на поставку межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М" и "Ярс" не заключен из-за того, что Институт теплотехники взвинтил цены - на 3 миллиарда 900 миллионов рублей подорожала партия "Тополей-М" и на 5 миллиардов 600 миллионов - партия "Ярсов". И это далеко не единственный пример. В стоимость многоцелевой атомной субмарины четвертого поколения "Северодвинск" - крейсер должен быть передан ВМФ уже в конце года - заложены в том числе и сопутствующие расходы, с лодкой уже никак не связанные, - обслуживание детских садов, объектов инфраструктуры. Как показывает практика, "расшифровка" статей в контракте из конечной стоимости готового изделия позволяет вычесть до 30%.
"Чтобы понимать уровень "беды", я приведу наиболее наглядный пример предприятия, которое производит тяжелые металлические причалы. Разница представляемых обоснований цены и зарегистрированной Федеральной службой по тарифам составляет 134 миллиона рублей, то есть 32%. Минобороны, конечно, не может согласиться с таким подходом", - подчеркнул начальник Департамента вооружения Вооруженных сил РФ Анатолий Гуляев.
У производителей и конструкторов, понятно, своя правда. По словам директора НИИ электронных приборов Валерия Эдвабника, из-за того, как оборонное ведомство устанавливает цены, предприятия вынуждены ловчить и в чем-то завышать цены на свою продукцию. "Рост цен на комплектующие материалы просто не поддается никакому описанию, там никакого контроля со стороны военного ведомства не ведется", - отметил Эдвабник.
Впрочем, разногласия никак не отменяют поставленных Медведевым стратегических задач - безусловное выполнение программы вооружения до 2020 года. Потому на подготовку доклада министру Сердюкову президент дал три дня - срок истекает уже в понедельник, 11 июля.
Самые яркие примеры, пожалуй, - многоцелевой истребитель Т-50, испытания которого проходят в Комсомольске-на-Амуре. Автомат нового поколения, который заменит знаменитый Калашников, - его разработкой занимаются на "Ижмаше".
А в Петербурге на V военно-морском салоне буквально месяц назад демонстрировали российскую морскую мощь. Взять хотя бы корвет ближней морской зоны "Строгий" - будущее отечественного военного флота. Ассиметричный катамаран не заметен для радаров противника, способен нести на борту два вертолета и будет оснащен самым современным ударным оружием, крылатыми ракетами и артиллерийскими системами.
Спуск на воду первого такого корабля запланирован на 2015 год. Выполнение гособоронзаказа президент Медведев держит под личным контролем. Он специально говорил об этом еще 18 матра на коллегии Министерства обороны.
"Взял обязательство – выполняй, а то ведь сначала нахватают на себя различных заказов, причем путем снижения неправомерного цен, определения нереальных цен, а потом требуют увеличения контрактной цены. Это неприемлемо. Эта порочная система должна быть разорвана, иначе мы не сможем решить ту задачу, о которой я сказал, то есть к 2020 году укомплектовать нашу армию и флот новыми вооружениями. Деньги есть. Нужно навести порядок", - заявил глава государства.
Наводить порядок сегодня придется особенно быстро. 20 триллионов рублей - для российского бюджета это астрономические деньги, но именно столько запланировано потратить на армию в ближайшие девять лет, чтобы к 2020 году новой техники и новых вооружений в армии было две трети. Затягивать с исполнением поручений теперь особенно чревато - ответственность будет персональной.