Неутешительные прогнозы приходят от экспертов международного комитета по глобальным изменениям геологической среды – началась новая фаза роста сейсмической активности. В связи с этим в ближайшие годы мир ожидают катастрофические землетрясения. Мартовские события в Японии только начало.
Следующие на очереди регионы "огненного кольца" – Индонезия, Филиппины, западное побережье Северной и Южной Америки. Катастрофичной может оказаться ситуация в Калифорнии, если активизируется один из самых сейсмоопасных в мире разломов – Сан-Андреас длиной 1300 километров. А это может случиться уже в 2013 году, говорят специалисты.
Одновременно будет происходить и повышение вулканической активности. В чем причины земных катаклизмов, ведущие "Утра России" узнали у сотрудника географического факультета МГУ Валерия Федорова.
По его словам, влияние на события, происходящие на Земле, оказывает космос, в том числе и гравитационное поле, которое создается космическими телами. В нем происходят все процессы, в частности геологические.
"Массы космических тел связаны между собой законом всемирного тяготения, который открыл Ньютон. Так, наша Земля взаимодействует вместе с Луной, в результате чего возникают приливы в гидросфере. Все планеты, входящие в состав Солнечной системы, таким же образом воздействуют друг на друга, только эти силы немного разные, потому что зависят от массы и расстояния", – пояснил Валерий Федоров.
При этом он подчеркнул, что гравитация действует на все тела: жидкие, твердые, газообразные. Поэтому приливы наблюдаются как в океане – гидросфере, так и в литосфере. "Примерно два раза в сутки мы поднимаемся на полметра. Это сизигийные приливы, которые достигают максимальной амплитуды в новолуние и полнолуние. Однако мы это не ощущаем, поскольку действие происходит постепенно – мы опускаемся и поднимаемся вместе с Землей", – уточнил эксперт.
Землетрясения и вулканизмы – явления не только земные, но и космические. "Пока мы не можем их точно предсказывать, и не хотим этому учиться, – сетует географ. – Это требует больших финансовых затрат. Однако это стоило бы в сотни раз меньше, чем тратится на восстановление потерь после катаклизмов. Поэтому пока мы продолжаем жить как на вулкане".