Верховный суд России оставил в силе приговор Никите Тихонову и Евгении Хасис, осужденным за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Жалоба защиты на необоснованность и незаконность приговора Мосгорсуда, вынесенного на основании вердикта присяжных, была отклонена, а сам приговор вступил в силу. Тихонова ожидает пожизненное лишение свободы, Хасис – 18 лет заключения.
Также по приговору Мосгорсуда с Тихонова в пользу родителей убитой журналистки будет взыскано 40 тысяч рублей в качестве компенсации расходов, понесенных для участия в судебном процессе. И еще 2 миллиона осужденный выплатит Ларисе и Эдуарду Бабуровым в качестве компенсации морального ущерба. На эти деньги они хотят учредить на факультете журналистики МГУ фонд для помощи малообеспеченным студентам.
Адвоката Станислава Маркелова и корреспондента "Новой газеты" Анастасию Бабурову убили в январе 2009 года в центре столицы, у метро "Кропоткинская". После пресс-конференции они вместе вышли и направились к метро. Их догнал убийца и открыл огонь из пистолета.
Основной версией преступления сразу стала месть националистов. Маркелов был правозащитником, а в одном из процессов представлял интересы матери убитого антифашиста Александра Рюхина. Соучастником по тому делу как раз проходил Никита Тихонов.
Членов националистической организации Тихонова и Хасис задержали по подозрению в преступлении в ноябре того же года. Тихонова при этом пришлось выманить с Украины, где он жил по поддельному паспорту. Арестовали его в тот момент, когда он выносил из дома целый рюкзак с оружием и литературой националистического содержания. И позже на квартире у молодых людей нашелся пистолет "Браунинг" 1910 года, из которого застрелили адвоката и журналистку. На суд, который начался в феврале 2011-го, обвинение вышло с версией о том, что стрелял в них именно Никита Тихонов – причем журналистка была убита как случайный свидетель, – а Евгения Хасис следила за будущей жертвой.
Еще в ходе расследования Тихонов признавался в совершении преступления, но затем отказался от своих показаний. Во время судебного процесса он не отрицал, что принимал участие в незаконном обороте оружия , объясняя, что торговал оружием времен Первой и Второй мировых войн, пользуясь своими связями с участниками военно-реконструкторского движения. Настаивал, что тем же путем к нему попало и главное свидетельство обвинения, "Браунинг", причем его передал ему человек, впоследствии ставший ключевым свидетелем обвинения. Настаивал также, что не знал, в каком деле участвовало это оружие, и поэтому не избавился от него, даже зная, что на него вышли сотрудники правоохранительных органов.
В апреле этого года присяжные вынесли свой вердикт. Оба были признаны виновными и не заслуживающими снисхождения. Вину Тихонова в убийстве посчитали доказанной 8 присяжных из 12. А Хасис не хватило до оправдания одного голоса. Также присяжные посчитали обоих подсудимых виновными в приобретении и хранении пистолета "Браунинг". Единогласный обвинительный вердикт жюри вынесло и по эпизоду, в котором Тихонов и Хасис обвинялись в хранении другого оружия: пистолетов, самодельных пистолетов и револьвера, автомата Калашникова и ряда взрывных устройств. Тихонов также признан виновным в использовании поддельных документов.