Книжная индустрия: рекорды и антирекорды россиян

13-я международная ярмарка интеллектуальной литературы Non-fiction в Москве бьёт рекорды посещаемости. Для столицы страны, называющей себя "самой читающей в мире", вроде бы неудивительно. Но вот подтверждает ли статистика, что россияне такие уж книгоманы?

13-я международная ярмарка интеллектуальной литературы Non-fiction в Москве бьёт рекорды посещаемости. Для столицы страны, называющей себя "самой читающей в мире", вроде бы неудивительно. Но вот подтверждает ли статистика, что россияне такие уж книгоманы?

В Москве проходит 13-я международная литературная ярмарка Non-fiction. С английского дословно это название переводится как "Нехудожественная литература". Но это давно уже стало формальностью – на ярмарке представлены книги самых разных стилей и направлений. А еще это повод поговорить о литературных тенденциях.

Шесть тысяч квадратных метров, десятки стендов, сотни издательств. Чтобы в таком книжном изобилии не потеряться, всем посетителям ярмарки Non-fiction раздают специальные карты. А если нужно найти конкретную книгу, то можно воспользоваться электронным гидом.

Пока 13-я Non-fiction бьет рекорды по посещаемости (в день – больше 10 000 человек), россияне идут на другой – антирекорд: литературные критики уверены, 30 читающих процентов населения, которые два года назад насчитал ВЦИОМ, сегодня – уже мечта.

"В стране читает от 2 до 4% населения, – считает литературный критик Александр Гаврилов. – Это нисколько, ничто. С каждым годом количество людей уменьшается".

Non-fiction принято называть ярмаркой интеллектуальной литературы. То, что интеллектуальная – не значит, сложная для восприятия, доказывает "Фестиваль мировых идей", организованный журналом "Вокруг света". Уже 150 лет это легендарное издание живет по принципу: о науке, истории, географии рассказывать легко.

"Можно и нужно понимать всякие сложные вещи, говорить о них, все это абсолютно доступно человеческому разуму, – рассуждает главный редактор журнала "Вокруг света" Сергей Пархоменко. – И неудивительно, что мы находимся внутри ярмарки Non-fiction, которая полна книг вот об этом самом, в сущности. О том, что мир разнообразен, сложен, но понимаем и объясним".

Объяснить, почему на Non-fiction нет отдельного стенда "Книги Испании" в год Испании в России, никто не мог. Зато показали книгу российских молодых писателей на испанском языке. Как оказалось, произведения русских авторов в Испании – среди лидеров продаж.

"Вашу классику – Толстого, Достоевского, Пушкина мы изучаем в школе, – рассказывает советник по культуре Посольства Испании в России Хавьер Ларраче. – Но не хуже знаем и писателей XX века. Например, в 2008 году у нас был издан роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", он стал бестселлером".

Бестселлером в Чехии была признана книга Иржи Боудника. Архитектор по профессии,11 сентября 2001-го он стал свидетелем террористической атаки на башни-близнецы. Полгода вместе с другими добровольцами помогал разбирать завалы рухнувшего торгового центра. Тогда был шок. Потом началась депрессия, посещали даже мысли о самоубийстве. Помогла книга, которую начал писать в 2003-м. Говорит, когда поделился тем, что пережил, стало легче.

"Книга называется "Башни". На – обложке – спина одного из пожарных, его зовут Тернер Кассиди, – говорит писатель Иржи Боудник. – Он был в здании торгового центра 11 сентября. На спине – имена его пяти братьев. Все тогда погибли. Эта татуировка была для него чем-то вроде лечения болью, потому что он чувствовал себя виноватым – за то, что выжил, а его близкие – нет".

О скандале как двигателе прогресса говорят в другом зале. Вспоминают "Лолиту" Набокова, которую кто-то всерьез предлагает исключить из школьной программы за безнравственность, священное писание – споры вокруг него, наверное, никогда не утихнут – и приходят к выводу: плохую книгу никакой скандал не спасет. И даже те, для кого чтение – ежедневная привычка, не потратят на нее 350 рублей. Столько сегодня в среднем стоит книга в Москве.