До 50 крупных каналов поставки наркотиков в Центральной и Средней Азии можно ликвидировать за год при правильном сотрудничестве со странами региона, считают в ФСКН. Сейчас международное сообщество осуществляет различные донорские программы по борьбе с наркотрафиком, однако в нынешнем виде они не достигают своих целей.
В чем причины неудачной борьбы с наркопотоком из Афганистана и какие меры следует принимать России? Об этом "России 24" Государственного антинаркотического комитета, директор Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.
"С марта этого года работает наша программа оказания технического и финансового содействия спецслужбе по наркотикам Киргизстана, – рассказал Иванов. – Первый результат: эффективность этой службы при нашей поддержке возросла в 23 раза. При этом те донорские программы, которые реализуют западные страны в Центральной Азии результатов не дали". Более того, отметил он, объемы перехватываемых наркотиков в странах Средней Азии за время реализации этих программ сократились в 3-4 раза.
Такие результаты глава ФСКН назвал более чем странными. Однако этому есть объяснение: северный маршрут наркотрафика лежит далеко в стороне от стран-доноров. "Они слишком удалены от этих регионов, их возможности ограничены. А финансовые возможности у них довольно большие. Поэтому мы вышли с предложением расширить финансирование и техническую помощь государствам Средней Азии".
По мнению Виктора Иванова, страны, которые участвуют в борьбе с наркопроизводством в этом регионе, не должны конкурировать и сталкиваться. "Надо консолидировать усилия, чтобы они были сбалансированы и нацелены на конечный результат – а это ликвидация инфраструктуры этих каналов поставки наркотиков", – сказал он.
"Мы поработали с Киргизстаном – провели тринадцать контрольных поставок, которые позволили по всей цепочке транзита через Среднюю Азию изобличили всех лиц, которые были втянуты в поставку героина. Эта инфраструктура позволяла до 300 кг героина ежемесячно забрасывать в Россию", – продолжил Иванов.
Глава ФСКН отметил, что хотя результаты присутствия сил НАТО а Афганистане весьма плачевны, тем не менее, российская сторона предлагает сотрудничество и в рамках Совета Россия-НАТО, и в рамках двусторонней российско-американской комиссии. "Мы предлагаем совместное проведение операций, опыт таких операций есть. Более того, мы хотим предложить американской стороне использовать наши космические спутниковые возможности для составлений цифровой карты наркополей Афганистана с целью создания кадастра. Поскольку все программы должны носить адресный характер", – отметил он.
Виктор Иванов отметил, что сегодня американская сторона излишне идеологизирует проблему борьбы с наркопроизводством в Афганистане. "НАТО говорит: мы будем бороться только с теми нркобаронами, которые связаны с Талибан (запрещена в РФ)ом. А Талибан в наркопроизводстве является миноритарным бенефициаром, – пояснил он. – Мы считаем, что эту проблему надо деидеологизировать и всех наркобаронов привлекать к уголовной ответственности".