Турция и Армения сегодня подписывают протокол о дипотношениях. Спорные вопросы о Нагорном Карабахе и проблема геноцида армян оставлены за пределами документа. После долгих лет разногласий страны решились открыть границы друг для друга. Последствия этого шага, как полагают эксперты, будут весьма ощутимы. Это касается не только политической жизни, но и экономики. Протокол перенаправит торговые потоки в этом регионе. Кроме участников соглашения, перемены скажутся и на соседних странах, в том числе на России, которая, как многие считают, получит основные преимущества. О последствиях дипломатической дружбы - материал корреспондента радиостанции "Вести ФМ" Николая Осипова.
Период разногласий не преодолен, но это отныне не мешает двум странам. Турция и Армения долго и осторожно шли к этому. Визиты руководства, подготовка протоколов, главные камни преткновения - Нагорный Карабах, где Турция изначально приняла сторону Азербайджана, и исторические споры о геноциде армян - обо всем этом в последнее время говорили очень осторожно, стараясь не нарушить сближение государств. Событие ни в коем случае не формальное, ведь речь идет о двух соседях, и в таких случаях налаживание дипотношений приводит к быстрым и ощутимым последствиям. Главное в этом случае - открытие границ, анализирует директор Информационно-аналитический центра МГУ по изучению постсоветского пространства, главный редактор сайта www.vestikavkaza.ru Алексей Власов:
"Понятно, что для Армении - это первый шаг на пути выхода из блокады, в которой республика находилась с 90-х годов. Для Турции - это первый и важнейший шаг на пути в Евросоюз, поскольку это тоже меняет статус Турции и снимает один из самых застарелых конфликтов, связанных с проблемой геноцида и взаимоотношениями Турции и странами южно-кавказского региона".
Открытые границы станут главным факторов влияния в этом регионе. Тут уже не только политические последствия, сколько прямое влияние на экономику. Раньше это направление было абсолютно закрытым, все грузопотоки шли через Грузию, Иран, но теперь начнется перераспределение торговых путей. А вместе с Арменией и Турцией в этом примут участие многие страны, в том числе Россия. Об этом говорят и армянские эксперты, заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян поделился своими взглядами на перемены.
"Наличие еще одного альтернативного коммуникационного пути, наряду с уже существующими путями через Грузию и Иран, оно однозначно скажется на экономической ситуации в Армении, в конце концов, три дороги лучше, чем две. В то же время, ситуация улучшится не только в Армении, но и в соседних с Арменией регионах Турции, где уровень жизни довольно низок, и приграничная торговля создаст возможности для экономического развития для регионов Турции", - сказал Минасян.
У нас с Арменией тесные бизнес-связи, и многие будут заинтересованы в открытии дороги на Турцию и обратно именно здесь. Плюс к этому - это еще и нефтегазовые маршруты, которые свяжут Восток и Запад. И, возможно, поэтому именно Россию считают, чуть ли не главным выгодоприобретателем от подписания дипломатического протокола.
Для экономики Армении активность России будет не менее благотворна. Можно уже совсем скоро ожидать увеличения товарооборота между странами и объемов транзита, уверен Алексей Власов.
"Мы инвестировали достаточно большие средства в армянскую экономику, там присутствуют российские собственники, и открытие границ с Турцией - это в том числе и интенсификация торгово-экономических отношения, используя Армению как серьезную транзитную зону", - говорит Власов.
Есть и более глобальные признаки, по которым можно оценить важность армяно-турецкого протокола. Это один из немногих случаев примирения сторон за последние годы, причем в примирении активно участвовало большое количество стран и это еще один редкий случай, когда результат устраивает всех, от Запада до Востока, обращает внимание Сергей Минасян:
"Фактически, впервые с 11 сентбяря 2001 года, где-либо на постсоветском пространстве существует совпадение интересов всех ведущих, всех внешних игроков - США, России и ЕС. Впервые за последние годы, особенно с учетом динамики, которая есть в российско-американских отношениях, с той напряженностью, которая существовала в августе прошлого года, мы видим, что позиции России и США по какому-то вопросу на постсоветском пространстве практически полностью совпадают".
Для России это примирение еще и отличный шанс усилить свое влияние в регионе. Конечно, сейчас этим влиянием интересуются и Соединенные Штаты, но Россия ближе чисто географически и экономически. А ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов говорит еще и о репутационных бонусах, которые получает Москва.
"Для России - это возможность показать достаточно эффективный антикризисный антиконфликтный менеджмент, который уже частично был продемонстрирован в рамках Приднестровья и Молдовы. Кроме того это стратегические партнеры России, поэтому разногласия между ними разрушали возможность диалога и совместных проектов в регионе. Турции тоже интересна Азербайджану и Армении, дело в том, что на фоне серьезных политических исков в Грузии, активно использовать эту страну для экспорта энергоресурсов становится сложно и Анкара пытается найти выход в другие страны этого региона", - считает Абзалов.
Анкара, как полагают многие наблюдатели, рассчитывает не только на экономический эффект, но и на политический. Сейчас турецкое руководство стало заявлять, что не так уж и хочет в Евросоюз, но все это время из Анкары с интересом поглядывали на Европу. И демонстрация умения идти на компромиссы прибавит веса Турции. Конечно, вряд ли стоит рассчитывать на принятие в ЕС в ближайшее время, но оценить эти шаги европейцы смогут, там всегда уважали способность договариваться и заключать мировую, даже при наличии казалось бы непримиримых разногласий. Надо, правда, заметить, что эти разногласия, все тот же Карабах и историю с геноцидом, никто не отменяет. И проблемы эти останутся долгосрочными, соглашаются политологи, их все равно придется решать, но уже за рамками отношений, они как бы выведены в отдельную строку и, оставаясь спорными пунктами, не должны будут нарушить это дипломатическое равновесие.